Доступная безбарьерная среда

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением зрения

Чемоданова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ "Лицей № 58", Новоуральск

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – одна из актуальных проблем современного образования.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе обучающиеся с ОВЗ получают шанс полноценного качественного обучения наравне с условно здоровыми детьми. В период адаптации как детей нормативно здоровых, так и обучающихся с ОВЗ возникают дополнительные трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Сопровождение ребёнка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников отношений в сфере образования и помощь обучающемуся, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов образовательного учреждения.

Наибольшее количество информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, которая поступает в кору головного мозга через органы чувств. Зрительные ощущения и восприятие имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются источником эстетических переживаний. Нарушения зрительных функций оказывают серьёзное влияние на психическое развитие ребёнка в связи с той ролью, которую играет зрение в жизни человека.

У детей с нарушением зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания прочитанного. Они могут путать написание цифр по начертанию, что препятствует овладению процессами счёта и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанное на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

Целью медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

В нашем образовательном учреждении МАОУ "Лицей № 58" созданы специальные условия для обучения детей с ОВЗ - это специализированные классы для детей с нарушением зрения. В данные классы обучающиеся поступают после диагностики врача-офтальмолога и рекомендации специалистов ТПМПК. Для обучения педагогами разработаны рабочие программы по каждому предмету учебного плана на основе примерных программ и индивидуальные и групповые коррекционные программы.

Все обучающиеся имеют индивидуальные маршруты: проходят диагностику развития учебных навыков 3 раза в течение учебного года по основным предметам (математика, русский язык, литературное чтение), психическим процессам (внимание, память, мышление), логопедическое обследование. Классный руководитель ведет поэтапный контроль успеваемости и даёт рекомендации учителям-предметникам, контролирует ежедневное прохождение лечения в медицинском кабинете, который функционирует на базе образовательного учреждения по договору.

Также учитель поддерживает связь с семьёй обучающихся: консультирует по учебным предметам, рекомендует при необходимости посетить врачей-специалистов, приглашает на консультации в ТПМПК.

Для оценки достижений обучающихся мы используем как традиционные критерии, так и индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями ребёнка: предоставляем возможность выбора контрольного задания, иногда объясняем задание повторно, используем тесты множественного выбора, верных/неверных ответов. А иногда и стараемся оценить содержание выполненной ими работы отдельно от её правописания, аккуратности, скорости и других второстепенных показателей.

Так педагогами осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому обучающемуся с ОВЗ (нарушение зрения), реализуется принцип дифференцированного обучения в процессе их обучения, воспитания, развития.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) учреждений III-IV вида, для слабовидящих детей под редакцией Л.И. Плаксиной. Министерство общ. и проф. образования РФ. Институт корр. пед. РАО М.:Город, 1999
  2. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении. – интернет-журнал "Эйдос" - 2005

{gallery}stories/2017/01/chemodanova{/gallery}

© 2017-2019 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск