Коррекционная педагогика в ДОУ

Музыкально- ритмическая терапия, ориентированная на стимуляцию речи детей с ОВЗ

Орехова Светлана Александровна, учитель-логопед, Чеботарева Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель, МАДОУ№21, Североуральск

"Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма", Э.Жак-Далькроз.

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, компьютером, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология, гиподинамия. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Учёные давно доказали, что чем больше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А ведь этому помогает - логопедическая ритмика.

Мы знакомы с ней с детства: впервые занимается ребенок логоритмикой с бабушкой, которая поет ему "Ладушки, ладушки, где были? У бабушки…", "Гули полетели, на головку сели", при этом ребенок делает движения руками. Логоритмикой каждая мама занимается с ребенком с рождения — укачивая его под колыбельную с ритмическими покачиваниями и пением.

Сегодня логоритмика является частью кинезитерапии (терапия движения). Логопедическая ритмика — это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Таким образом, логоритмика — методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.

Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, задержки речевого развития, заикания, нарушения звукопроизношения.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Так что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л.А. Венгер, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь [2].Также ритм - важное средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Теплов Б.Н. указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма [1]. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Все окружающее нас живет по законам ритма. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее [3].

Хочется поделиться опытом развития чувства ритма у детей-дошкольников на наших занятиях. Составлена программа "Волшебные нотки здоровья", в которую входит перспективный план, разработанный на все возрастные группы с указанием задач на учебный год, а также тематический план игровых упражнений по развитию ритма для всех возрастов.

Работу по развитию чувства ритма мы включаем уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте Начинать необходимо с самых простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции на сильную и слабую долю в музыке, также на этом этапе даем понятие "короткие и длинные" звуки. Для малышей такую помощь оказывает игра "Звучащий клубок". Мы отрезаем яркие нитки разной длины и раскладываем в любой последовательности, проводим пальцем по ниткам, пропевая либо долгие, либо короткие звуки. Постепенно материал усложняется, и детям дается понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти- Далее идет знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов, "переодеваясь" в облики звериных мам и пап.

Работая над воспитанием ощущения основных длительностей, включаем разные формы, это и прохлопывание своего имени, и игра "эхо", и так называемые "звучащие жесты" - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. Но больше всего детям нравится исполнять ритмический рисунок с помощью "волшебных палочек". Дети простукивают ритм, проговаривая слова стихотворения вслух, а в более усложненном варианте - под музыкальное произведение, что требует большого слухового внимания, так как нужно не просто воспроизвести ритмический рисунок, но и услышать паузы. Параллельно ведется работа по воспитанию и развитию темпа, ритма, дыхания в процессе двигательных упражнений, сначала - без речи, затем – с речью.

Для выработки чувства ритма используется также метод "вербального эквивалента", т.е. усвоения ритмов через звучащее слово. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).

Более серьезным и сложным этапом в развитии чувства ритма у детей является координация речи и движения под музыку. Кажется, что тут сложного: спеть песню и одновременно прохлопать ее ритмический рисунок. Но на практике это оказалось очень сложно. Отхлопывание мешает пению, а пение мешает отхлопыванию. Пропадает главное – музыка; ритм в точности не выявляется, так как дети "пропускают" звуки. Для этого ведём предварительную подготовку: дети отхлопывают ритм отдельных слов вместе с четкой координацией речи и движениями рук. Проработав ритм отдельных слов и словосочетаний, переходим к считалкам и прибауткам. В итоге дети в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя.

Последний этап ритмического воспитания связан с разделением функций рук и ног. Мы учим передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях. Работая над ритмичностью в танцевальных движениях, мы подводим ребят к пониманию выразительности музыкального языка, развиваем самостоятельность, помогаем хорошо освоить музыкально-ритмические движения.

В результате проведенной работы происходит усвоение усложненных вариантов ритмических структур как в речевой, так и в музыкальной деятельности. Заметно возрастает творческая и мыслительная способность детей.

Литература

  1. Арсеневская О.Н. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду//"Учитель" 2014.
  2. Волкова Г.А.. Лопедическая ритмика //Москва- 2002.
  3. Демина Г.Д. Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №15.
  4. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий с учетом ФГОС//"Детство-пресс" - 2015.
© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск