Коррекционная педагогика в ДОУ

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Булдакова Ольга Николаевна, старший воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 3", Североуральск

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. 

Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 

На базе нашего детского сада организовано инклюзивное образование, обучение детей с нарушениями в развитии. Это целенаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. 

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования. На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в нашем дошкольном учреждении, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития. Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям с ОВЗ стал причиной создания специальной модели работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ. 

Наряду с традиционными методами, такой моделью в нашем дошкольном учреждении стала технология "Педагогическая песочница".

Песочная игра – самый привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в коррекционных, развивающих и обучающих занятиях. Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Использование песочницы даёт комплексный образовательный эффект. 

Методы и приемы "Педагогической песочницы":

  • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
  • Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
  • Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)
  • Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование). 

Благодаря методам "Педагогической песочницы" деятельность детей способствует формированию умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи . Полученный при этом опыт дает детям возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане. В результате нашей работы у воспитанников формируется толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ в процессе совместной деятельности в группе. 

Здоровых сверстников педагоги включают в помощь детям с ОВЗ в разных видах деятельности. Большое внимание педагоги уделяют обучению самостоятельной игре ребёнка, а также игре с другими детьми. Это имеет большое значение для формирования у ребёнка с ОВЗ нравственных норм поведения, помогает войти в коллектив сверстников.

Используемая литература

  1. Заусенко, И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов [Текст] / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 54-58.
  2. Кичура, В. В. Конспект занятия с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] : развитие элементарных математических представлений / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 17-19.
  3. Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 94-99.
  4. Шиманович, Ю. Тайна песочницы [Текст] / Ю. Шиманович // Обруч. - 2008. - № 4. - С. 19-21.
  5. Храмова, С. Секрет успеха [Текст] : коррекционнно-развивающие занятие / С. Храмова// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2008. - № 16. - С. 4-8.

{gallery}2016/06/buldakova{/gallery}

© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск