Практика управления образованием

Модель организации внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) образовательной организации

Алифер Наталья Анатольевна, заместитель директора по ВР, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Внеурочная деятельность в специальной (коррекционной) образовательной организации осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся во время уроков, направлена на достижение результатов основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР) не только приобретают знания, но и учатся действовать, принимать решения, приобретать практический опыт. Это и есть универсальные учебные действия, формирование которых – важнейшая задача в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.

Организация занятий по направлениям раздела "Внеурочная деятельность" является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и очень важной составляющей образовательного процесса. Наша образовательная организация предоставляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Организация внеурочной деятельности позволяет решить ряд очень важных задач, таких как:

  1. Создание условий для развития каждого ребенка с ТНР, ЗПР в выбранной им сфере внеурочной деятельности.
  2. Обеспечение благоприятной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе.
  3. Выявление интересов, способностей, возможностей каждого ребенка в различных видах деятельности.
  4. Улучшение качества и эффективности коррекционно-развивающей работы
  5. Развитие у обучающихся опыта общения, взаимодействия, сотрудничества с участниками образовательного процесса.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное;
  • общеинтеллектуальное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное.

Проектная деятельность обучающихся с ТНР, ЗПР включена во все направления внеурочной деятельности, так как позволяет интегрировать предметное содержание, способствует формированию целостной картины мира, позволяет получить "видимый продукт" деятельности, способствует развитию умения работать самостоятельно и в команде.

Образовательным учреждением самостоятельно определены формы организации внеурочной деятельности по каждому из направлений: экскурсии, кружки, спортивные секции, беседы, выставки, круглые столы, соревнования, проекты, общественно-полезные практики, социально-значимые акции и т.п.

При планировании внеурочной нагрузки в течение учебного года предусматривается равномерное распределение по видам и объемам и определяет общий объем нагрузки для обучающихся 1–4 классов, который составляет 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность регулируется расписанием.

План внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности

Формы реализации

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

соревнования, турниры, эстафеты, спартакиады, оздоровительные акции, походы

3

2

3

3

Общекультурное

проекты, конкурсы, концерты, выставки, акции, игры, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

исследовательские проекты, викторины, игры, беседы, экскурсии

1

2

2

2

Духовно-нравственное

экскурсии, посещение музеев, выставок, спектаклей, фестивали  творчества, литературные чтения, проектная деятельность

2

2

2

2

Социальное

акции, профилактические  мероприятия, беседы, выставки, экскурсии, проекты, мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ

3

3

2

2

Итого:

10

10

10

10

В качестве организационного механизма выступает план внеурочной деятельности образовательного учреждения, в котором все реализуемые программы распределены в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, заданными федеральным государственным образовательным стандартом и объемом недельной нагрузки.

Для организации внеурочной деятельности использованы различные ресурсы:

  • внутришкольная система дополнительного образования;
  • дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования Новоуральского городского округа;
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта Новоуральского городского округа;
  • организация работы групп продленного дня;
  •  классное руководство;
  • деятельность специалистов образовательной организации.

Правильно организованная внутришкольная система дополнительного образования позволяет организовать внеурочную деятельность обучающихся по дополнительным образовательным программам различных направленностей: "Обучение с увлечением", "Информатика для начинающих", "Информационная культура", "Азбука рукоделия", "Занимательный английский", "Мы все можем!".

Реализация плана внеурочной деятельности в большей степени осуществляется во время организации групп продленного дня. Именно модель "школы полного дня" позволяет более качественно и эффективно организовать внеурочную деятельность, направленную на развитие личности обучающихся с ТНР, ЗПР.

Немаловажным механизмом организации внеурочной деятельности является взаимодействие с социальными партнерами, которое основано на:

  • реализации дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования: МАУ ДО "Центр внешкольной работы", МБОУ ДОД "Станция юных техников", МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр";
  • реализации образовательных программ учреждений культуры, спорта Новоуральского городского округа: МБУК "Новоуральский театр кукол", МБУК "Публичная библиотека", МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей", МБОУК "Детская школа искусств", МБУК "Театр музыки, драмы и комедии".

Дополнительные образовательные программы, реализуемые педагогами и специалистами данных учреждений на основе Договора о совместной деятельности, разработаны с учетом особенностей развития, интересов, возможностей обучающихся с ТНР, ЗПР и включены в план внеурочной деятельности.

Достигнутые в ходе урочной деятельности предметные результаты помогают в формировании и развитии метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности. Становятся очевидными преимущества организации внеурочной деятельности в закреплении и практическом использовании содержания учебных предметов и курсов.

В нашей образовательной организации создана интегративная модель внеурочной деятельности, включающая в себя модель дополнительного образования (школьная и муниципальная системы дополнительного образования) и модель "школы полного дня" (Приложение1).

Созданная модель внеурочной деятельности способствует успешной адаптации обучающихся в школе, выявлению и развитию интересов каждого ребенка с ТНР, ЗПР, получению ими положительного социального опыта, достижению личностных и метапредметных результатов освоенияадаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Приложение 1.

© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск