Практика управления образованием

Научно-практическая конференция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: от идеи до воплощения

Казанцев Игорь Валерьевич, заместитель директора, МБОУ "СОШ № 14"; Минаева Ольга Борисовна, учитель-логопед, Филимонова Ольга Васильевна, педагог-психолог, МБОУ "СОШ № 17", г. Полевской

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют организацию проектной и исследовательской деятельности школьников как один из эффективных методов, формирующих у обучающихся широкий спектр универсальных учебных действий, личностных характеристик и предметных знаний. Это во многом меняет школьную жизнь ребенка и требует от администрации образовательной организации и педагогов осознания деятельностного характера стандарта и внедрения в образовательный процесс соответствующих форм и видов деятельности. 

Наш опыт показывает, что одной из активных форм стимулирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся вполне может стать ежегодная итоговая научно-практическая конференция. В организационном плане научно-практическая конференция обучающихся видится нам завершающим звеном в алгоритме действий как администрации образовательной организации, так и педагогического коллектива по реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как составной части основной образовательной программы образовательной организации.

Вопрос о том, стоит ли вообще начинать исследовательскую и проектную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), предрешен, и ответ однозначно закреплен в стандарте – да! Особенности организации такого вида деятельности с детьми с ОВЗ не умаляет ни педагогической значимости исследовательской и проектной деятельности в коррекционном образовании, ни подвергает сомнению саму возможность ведения такой работы. 

Накопленный в Полевском городском округе многолетний опыт организации научно-практической конференции обучающихся с ОВЗ показывает, что востребованность публичного предъявления результатов своей деятельности среди обучающихся, педагогов и родителей чрезвычайно велика. Каждый образовательный результат, достигнутый "особыми детьми", воспринимается всеми участниками образовательных отношений как серьезное достижение, личный успех, достойный положительной публичной оценки. 

Организуя в 2007 году первую научно-практическую конференцию (НПК) обучающихся с ОВЗ, мы как организаторы ставили для себя следующие цели:

  • создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся с ОВЗ, 
  • совершенствование содержания, форм и методов работы с обучающимися с ОВЗ,
  • использование в полной мере коррекционного и реабилитационного потенциала исследовательской и проектной деятельности обучающихся с ОВЗ.

К задачам НПК мы отнесли следующие:

  • консолидация усилий педагогов, родителей, общественности в развитии научной исследовательской и проектной деятельности обучающихся с ОВЗ,
  • стимулирование у школьников интереса к науке, исследовательской деятельности,
  • организация педагогического сопровождения исследовательской и проектной активности обучающихся с ОВЗ, 
  • выявление мотивированных обучающихся, способных к самостоятельной поисковой деятельности,
  • презентация опыта работы педагогов по организации научной исследовательской работы с обучающимися с ОВЗ,
  • привлечение максимального внимания государственных и общественных организаций, широких слоев общественности к проведению мероприятий с детьми-инвалидами. 

На сегодняшний день цели и задачи НПК практически не изменились, напротив, они закреплены в Положении о научно-практической конференции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое утверждено ОМС Управление образованием Полевского городского округа, а конференция уже несколько лет организуется и проводится в рамках Договора о сетевом сотрудничестве образовательных организаций города. 

Из года в год число участников НПК и представленных работ непрерывно растет. Так, например, в мае 2016 года в конференции участвовали более 100 юных исследователей в возрасте с 7 до 18 лет из Полевского городского округа и 6 городов Свердловской области, были представлены 57 работ, мастер-класс, 7 стендовых докладов. 

НПК имеет характер образовательного события: кроме презентации своих работ участники НПК имеют возможность участвовать в экскурсионной программе, а также пообщаться с нашими социальными партнерами – студентами ЕГТИ. 

Участники и организаторы сознательно придают НПК инклюзивный характер: в конференции участвуют обучающиеся как с сохранным интеллектом, так и с интеллектуальными нарушениями, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения и слуха. Конференция проводится на базе обычной общеобразовательной школы, ученики которой выступают в роли помощников-волонтеров. 

Особая гордость девятилетней истории НПК - её многолетние постоянные участники. Это поколение продолжающих обучение, а также выпускники общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов и школ Полевского городского округа и Свердловской области. Атмосфера понимания, творчества и сотрудничества, сложившаяся вокруг НПК, внесла свой вклад в решение проблемы включенности детей, имеющих ограниченные возможности, в общенаучные и культурные процессы, способствовала интеграции детей в общество. 

Практика проведения НПК обучающихся с ОВЗ разных категорий оказалась большей частью позитивной благодаря усилиям самих участников и их родителей, а также организаторов и педагогов. Однако, нерешенными остаются вопросы спонсорства и финансирования НПК. 

Обобщая опыт, организаторы констатируют немалый коррекционный и реабилитационный потенциал исследовательской и проектной деятельности обучающихся с ОВЗ, стимульным событием для широкого внедрения которой может стать НПК обучающихся в конце учебного года.

© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск