Практика управления образованием

Ребенок с ОВЗ в классе общеобразовательной школы: проблемы, трудности, пути решения

Зворыгина Марина Германовна, зам. директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 40, Томск



Прежде чем говорить о проблемах, трудностях, путях их решения при обучении ребёнка с ОВЗ в классе общеобразовательной школы, позвольте кратко эту самую школу представить (они, в общем, ведь очень разные!).


Мы, МАОУ СОШ № 40 г. Томска, расположены в самом центре и по сути являемся школой-гигантом: количество наших обучающихся колеблется с 1700 до 2000 , меньше в последние годы не бывало. В этом учебном году детей в школе – 1754 (65 классов-комплектов), педагогов более 100 человек. Почему это важно? А Вы представьте наш детский коллектив: это и читающие при поступлении в 1-ый класс ребятишки, и абсолютно не готовые к школе, это дети из семей депутатов и профессуры томских ВУЗов, и дети из рабочих общежитий, это старшеклассники из гуманитарного и физико-математического класса, и из универсального, общеобразовательного…Мы разные, как разный город Томск. А прийти в итоге, на выпуске, должны к общему знаменателю…


Конечно, у нас есть дети с ОВЗ. На фоне общего количества – не так много: 34 – имеют протоколы V и VII вида; и 35 – справки об индивидуальном подходе по предметам; всего 69 человек, 4% от общего количества. Но они есть, и требуют особого внимания, отношения, методик обучения и психолого-педагогической помощи.


С чем связаны проблемы и, как следствие, трудности?

  • Родители неохотно откликаются на просьбы педагогического коллектива провести обследование ребёнка на ПМПК. Считают, что это оскорбительно, помешает ребёнку в будущем ("из-за справки не сможет получить права на вождение машины, не сможет поступить в ВУЗ, занимать руководящую должность"). Про то, что малыш ещё в начальной школе и не успевает по основным предметам, – не думают…
  • На всё количество обучающихся в нашей школе работают 3 педагога-психолога: времени на глубокую работу с детьми данной категории просто не хватает.
  • Учитывая, что в каждом классе хоть 1-2, но ребёнка с ОВЗ есть и помня, какие трудности бывают у них в общении, поведении и обучении, можно искренне посочувствовать педагогу-предметнику. Он весь урок мечется между необходимостью оказать особое внимание такому ребёнку и всему классу, другим 25-27 детям.
  • Эти самые 25-27 детей не всегда спокойно относятся к ребёнку с ОВЗ, к особенностям его поведения: они пришли учиться и не хотят «отдавать» внимание педагога, хотят спокойной, продуктивной атмосферы на уроке, быстро обнаруживая виноватых…
  • Родители обычных детей часто встают на защиту их интересов, нередки просьбы "Уберите этого/этих куда-нибудь".
  • Сам ребёнок, получив подобный "заряд", ещё и не раз, намеренно ведёт себя неадекватно, мстя обидчикам…
  • Педагог не всегда (в большинстве случаев, - редко) владеет методикой обучения ребёнка с ОВЗ, психологически грамотен в общении с ним, разбирается в особенностях поведения, обучения таких детей. Да и времени особого нет: надо думать, в основном, про остальных 25-27.

В принципе, для такого ребёнка должна быть корректирующая программа по каждому предмету. А кто её создаст? Тот самый педагог, у которого каждый день 3-4 подготовки и более 100 учеников?- А тут ещё ФГОСы, новые программы, условия и т.д. А количество детей с ОВЗ растёт!


 Какие же пути решения можно предположить?

  • Психологический и методический всеобуч для педагогов;
  • Помощь в разработке и создании корректирующих программ;
  • Психологический всеобуч для родителей (и ребёнка с ОВЗ, и всех остальных);

Раньше в нашей школе были классы компенсирующего обучения для детей с ЗПР (наполняемость – до 12 человек, специальные программы), лет восемь назад их закрыли (отсутствие в среднем по параллели нормативной наполняемости). Кажется, детям в них было комфортнее учиться, а педагогам работать. И психологическое, и методическое сопровождение осуществить было проще. Но ведь у нас курс на инклюзивное образование…



Несомненно, пути решения нужно искать, так как проблемы обостряются, а трудности сами не исчезают. В путь!

© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск