Расстройства аутистического спектра

Формирование звукопроизношения у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Костюк Анна Владимировна,к.п.н., кафедра методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей,оставшихся без попечения родителей, ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования", Екатеринбург

В последние годы общеобразовательные и специальные (коррекционные) детские сады часто посещают дети с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). В настоящей статье термины "расстройство аутистического спектра" и "аутизм" употребляются как синонимы. Среди них есть дети, не владеющие звуковой речью, так и дети со специфической речью.

С. С. Морозова рекомендует использовать в работе по развитию речи детей с РАС приемы поведенческого анализа [3]. О. С. Никольская в развитии речи таких детей придает большее значение совместной деятельности взрослого и ребенка [4]. Е. Р. Баенская отмечает важность формирования умения подражать действиям и звукам взрослого в становлении речи аутичных детей [1]. Ю. В. Бессмертная, рассматривая речь детей с РАС через призму коммуникативных способностей, предлагает активно использовать коммуникативные игры [2]. Л. Г. Нуриева раскрывает важность опоры на наглядный и схематичный материал, на сформированность подражания, на включенность взрослого в деятельность аутичного ребенка [5]. К сожалению, в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике недостаточно уделяется внимания не только логопедической работе с детьми с РАС, но и такой деятельности учителя-логопеда как формирование звукопроизношения у дошкольников с РАС. Между тем, формирование звукопроизношения у этих детей имеет свою специфику, обусловленную особенностями развития ребенка. Опыт логопедической работы с детьми с РАС показал, что формирование у них правильного звукопроизношения эффективнее происходит при использовании поведенческой терапии (АВА – терапия).

Специфика работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с РАС:

  1. необходимость в длительном подготовительном этапе обусловлена тем, что у детей с РАС недостаточно сформированы все компоненты готовности к становлению правильного произношения;
  2. невозможность использования некоторых приемов постановки звуков у детей с РАС из-за индивидуальных сенсорных особенностей;
  3. трудность автоматизации поставленных звуков в связи со своеобразием становления регулятивных действий и самоконтроля у детей с РАС.

Однако необходимо отметить, что становление звукопроизношения у детей с РАС осуществляется по тем же самым закономерностям, что и нейротипичных детей. Значит, основные этапы формирования звукопроизношения у аутичных и нейротипичных детей совпадают.

Формирование звукопроизношения у детей с РАС на логопедических занятиях осуществляется поэтапно. Последовательность и основная направленность этапов традиционна для логопедии, но имеет свою специфику при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

  1. 1 этап – подготовительный. На этом этапе происходит формирование и коррекция следующих умений детей с РАС:
    1. умения выполнять по показу и словесной инструкции крупные движения. Например, сесть на стул, встать, повернуться, подпрыгнуть, покружиться, поднять руки, опустить руки, хлопнуть в ладоши, поздороваться за руку, топнуть ногой, положить ногу на ногу, кивнуть головой, покачать головой и т.д. Эти умения очень важны для дальнейшей работы логопеда, т.к. у ребенка развивается не только подражательная деятельность, но и понимание, и умение выполнять словесную инструкцию.
    2. умения выполнять по показу и словесной инструкции движения пальцами рук;
    3. умения выполнять по показу и словесной инструкции мимические и артикуляционные движения.
  2. 2 этап – уточнение имеющихся у ребенка звуков.
    Работа логопеда с детьми с РАС на данном этапе весьма специфична и в своей основе имеет так называемое вербальное подражание, которое представляет собой непосредственное повторение ребенком за логопедом определенного звука, слога, слова, фразы. При этом большое значение имеет поощрение, получаемое ребенком непосредственно после повторения за логопедом.
    При работе над уточнением имеющихся у ребенка звуков логопед может использовать ряд "подсказок": непосредственное произнесение звука (слога, слова, фразы) в полный голос, шепотное произнесение, беззвучное артикулирование, опору на картинку или печатный текст. После подсказки логопеда ребенок произносит требуемый звук (слог, слово и т.п.), и логопед поощряет ребенка. Постепенно вместо непосредственного поощрения могут использоваться жетоны, которые в конце занятия обмениваются на какое-либо поощрение. Также постепенно уменьшается подсказка до полного исчезновения.
  3. 3 этап – вызывание отсутствующих у ребенка звуков.
    Работа по вызыванию у ребенка отсутствующих звуков требует традиционной работы по развитию фонематических процессов, артикуляционной моторики, подражательной деятельности. Именно от качества этой работы зависит возможность "вызвать" тот или иной звук у ребенка. Алгоритм работы на этом этапе аналогичен предыдущему и включает в себя: подсказка логопеда -> произнесение ребенком правильного звука -> поощрение ребенка. При этом сначала поощряется произнесение звука недостаточно приближенно к нормативному. Аналогично предыдущему этапу происходит уменьшение подсказки (до исчезновения). Постепенно поощрение предоставляется только за произнесение звука, максимально приближенно к правильному, или нормативное произнесение и игнорируется неправильное и недостаточно правильное произнесение.
    При работе на этом этапе часто быстрее удается вызвать звук по подражанию логопеду ("Сделай как я"), нежели по подражанию неречевым звукам ("как звенит комар?"). В дальнейшем необходимо соотнести произносимый звук с различными неречевыми звуками. А произносимое слово необходимо соотнести с реальным объектом, картинкой и написанным словом.
  4. 4 этап – формирование правильных артикуляторных позиций детей с искажением или заменой звуков.
    Формирование правильных артикуляторных позиций у детей с РАС с искажением или заменой звуков затруднено малой возможностью использования механической помощи. Этот этап включает в себя обязательно логопедический массаж, желательно ручной, что способствует обогащению ощущений от органов артикуляции и нормализации мышечного тонуса, а также активизирует движения артикуляционного аппарата. Алгоритм работы логопеда аналогичен предыдущим этапам: подсказка -> выполнение -> поощрение.
  5. 5 этап – автоматизация поставленных звуков.
  6. 6 этап – дифференциация произносимых звуков.
  7. 7 этап – введение звуков в речь.

Работа по автоматизации, дифференциации поставленных звуков и введению их в речь по содержанию традиционна. Однако алгоритм: подсказка -> правильное выполнение -> поощрение, - работает и на этих этапах. На последних трех этапах большая роль отводится уменьшению подсказки до полного ее исчезновения и переводу поощрения в естественное поощрение, т.к. именно при этом звуки будут введены в речь.

Эффективность работы по формированию звукопроизношения у детей с РАС зависит от ряда факторов:

  • от полноты проведения подготовительного этапа,
  • от владения логопедом методикой предоставления подсказки и поощрения,
  • от индивидуальных особенностей ребенка.

Таким образом, в работе логопеда формировании правильного звукопроизношения у детей с РАС возможно использование методов и приемов поведенческой терапии.

Литература

  1. Баенская, Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет / Е. Р. Баенская // Альманах ИКП РАО. – 2001. - № 3
  2. Бессмертная, Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра в процессе коррекционной работы / Ю. В. Бессмертная // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 80. – с. 392 – 398.
  3. Морозова, С. С. Развитие речи аутичных детей с рамках поведенческой терапии / С. С. Морозова. – адрес доступа: http://www.autism.ru/read.asp?id=150&vol=0
  4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 1997.
  5. Нуриева, Л. Г. Развитие речи аутичных детей / Л. Г. Нуриева. – адрес доступа: http://royallib.ru/book/nurieva_larisa/razvitie_rechi_u_autichnih_detey.html
© 2017-2020 КОРРЕКЦИОННОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ

Поиск