Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мякина Наталья Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) педагогам стало необходимо осуществлять к поиск инновационных, интересных, развивающих методов и технологий в работе с обучающимися с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития). В настоящее время неуклонно растет количество детей, имеющих тяжелые нарушения. Поэтому необходимо обеспечить их всестороннее развитие, комфортное обучение и сохраняющих психическое здоровье.

Таким образом, использование инновационных технологий в деятельности учителя становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ТМНР.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, так как с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы обучающихся с ТМНР.
Использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с обучающимися, имеющими ТМНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации.
Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

С помощью таких занятий можно:

  1. Создать наиболее благоприятные условия для развития личности детей с их психическими, физическими и возрастными индивидуальными особенностями.
  2. Способствовать социальной адаптации и формировать предпосылки учебной деятельности детей
  3. Способствовать формированию волевых и личностных качеств ребенка.

Занятия с песком многофункциональны, педагог может решить сразу несколько задач, таких как:

  1. стабилизация эмоционального состояния детей;
  2. развитие познавательных способностей детей;
  3. развитие сенсорного восприятия;
  4. развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
  5. развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
  6. развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
  7. развитие речи, фонематического слуха;
  8. обучение навыкам письма и чтения;
  9. повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;
  10. развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
  11. создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Игры подбираю соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с обучающимися младшего возраста, так и старшего. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия.
В качестве песочницы использую большой ящик. Сочетаю естественный цвет дерева, голубой и желтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо, солнце.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

Примеры некоторых упражнений, которые облегчают процесс коррекционно-развивающей работы:

  1. "Чувствительные ладошки" (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
  2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
  3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слоненок, как быстрый зайчик.
  4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  6. "Пройтись" каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
  8. Разложить на песке в особой логической очерѐдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
  9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
  11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
  12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
  13. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
  14. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
  15. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
  16. "Чей это след?". На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колес игрушечной машинки. Пусть обучающийся, попробует отгадать, где, чей отпечаток?
  17. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребенку будет проще их запомнить.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного обучающегося с ТМНР, специфическими задачами и ее продолжительностью. Песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ТМНР.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск