Социальное партнерство как фактор повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шевченко Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

Современный подход в образовании подразумевает развитие ребёнка, воспитание человека, готового думать, принимать самостоятельные решения. В ФГОС заложены основы повышения качества не только образования, но и воспитания детей.

С каждым годом в России число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Для решения данной проблемы необходимо развивать социальное партнерство, задача которого развитие общественного участия в реализации приоритетных направлений специальной коррекционной школы.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Наша школа имеет достаточно большой опыт социального партнерства в местном сообществе по разным направлениям. Развивая круг социального партнерства, мы активно идем на сотрудничество с разными учреждениями культуры, в том числе и с библиотеками, тем самым претворяя в жизнь государственную библиотечную политику. В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти "три кита" должны способствовать повышению интеллектуального потенциала нации и способствовать решению жизненно важных проблем.

Наша школа плодотворно сотрудничает с городской детской библиотекой. С обучающимися в 5 классе мы решили, что надо начать с экскурсий. Первое знакомство с библиотекой прошло на "Ура!". Мы стали приглашать сотрудников библиотеки на классные часы, посещать библиотечные мероприятия. Постепенно наша дружба с городской детской библиотекой переросла в нечто большее.

Есть множество свидетельств того, что плодотворная совместная работа школы и библиотеки приводит к более высоким результатам учащихся и в учебе и в воспитании. Библиотеки ориентируют учителей в использовании литературы, которая способствует учить по-новому, а детям – учиться с интересом. Для успеха детям и учителям нужны библиотечные ресурсы - книги, журналы, медиа.

Для детей организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги. Ребятам показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшие отрывки, рассказы, стихотворения. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей. Ребята с удовольствием участвуют в выставках, мастерят поделки, участвуют в мастер-классах. Новолялинская детская библиотека – это большой уютный дом, любимый всеми детьми без исключения. Дети знают, что в библиотеке им всегда рады, всегда ждут, библиотекарей посвящают в читательские тайны, вместе радуются успехам в учебе, творческим и спортивным достижениям. У городской детской библиотеки широкий спектр деятельности, и, чтобы сконцентрировать творческие усилия коллектива, библиотека работает по программам продвижения детского творческого чтения и развития информационной культуры с учетом возрастных категорий своих читателей, формируя устойчивый интерес к чтению и книге, формируя коммуникативную компетенцию.

С нетерпением ждут ребята традиционных мероприятий: "Книжкина неделя", "Библиотечный час", "Конкурс лучшего чтеца"; мастер-классы, посвященные различным датам и праздникам; выставки рисунков, где по-особенному раскрываются творческие способности читателей и слушателей.

Также в библиотеке проводят и социально-значимые мероприятия: лекции, литературные вечера и встречи, конкурсы с выходом на городской и областной уровень.

Проводимые совместно со школами мероприятия такой тематики способствуют формированию гражданской идентичности, что также является требованием времени и ФГОС. Сотрудники библиотеки - частые гости и у нас в школе. В стенах нашего учреждения они также проводят нам увлекательные встречи с героями книг, викторины, библиотечные часы, литературные гостиные.

Акция "Читаем детям о войне" уже несколько лет подряд напоминает нам о тех годах войны, о страданиях и горестях, которые перенес наш народ.

Главная цель Акции "Читаем детям о войне" – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Громкое чтение произведений о войне помогает ребятам почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине.

Практически все библиотекари подчеркивают, что работа с нашими детьми группой доставляет огромное удовольствие: наши дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные пользователи библиотек. Часто на массовые мероприятия они приходят вместе с родителями, бабушками, дедушками. Семейному чтению вообще уделяется большое внимание в работе: эта форма активно применяется в библиотеках.

Книга во все времена была лучшим средством воспитания познания жизни,… родители и дети вместе читают, думают, переживают, сострадают. Вовремя прочитанная книга может иногда определить судьбу ребенка.

Учащиеся вовлечены в разные виды деятельности: публичные выступления, подготовка и защита проектов, тестирование, конкурсы чтецов, олимпиады, творческие проекты.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека.

Опыт и анализ работы показывает, что регулярные посещения библиотечных мероприятий детьми с ограниченными возможностями здоровья носят позитивный характер. Зачастую ребёнок не просто равнодушен, а активно отвергает попытки привлечь его к чтению. В данном случае необходимо консультирование родителей по проблемам чтения. Я с удовольствием приглашаю сотрудников библиотеки на классные часы и родительские собрания. Еще один положительный момент нашего сотрудничества – это участие детей в литературных конкурсах и мероприятиях как городских, так и более высокого уровня.

Налаженная работа продолжается. Подводя итоги, следует отметить, что многие дети стали активными читателями и пользователями библиотеки, с удовольствием принимают участие в литературных и библиотечных конкурсах. Педагоги школы отмечают, что у детей повысилась мотивация к учебе.

В заключении можно сказать, что социальное партнерство нашей школы и городской детской библиотеки – это действенный способ объединить усилия всех участников образовательного процесса по привлечению детей и подростков к книге, как источнику информации и творчества, тем самым создавая благоприятные условия для их развития в современном обществе. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире. Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире. Не буду утверждать, что наша модель партнерских отношений между библиотекой и школой работает идеально, но уже сейчас можно прогнозировать, что результатом развития партнерских отношений станет возможность максимально эффективно решать насущные образовательные и воспитательные задачи школьников с ограниченными возможностями здоровья и качественно улучшать уровень их образования.

Литература

  1. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.//Воспитание школьников. – 2009. - № 8. – с.10-16.
  2. Информационный портал школьных библиотек России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/librarian/partners/ 

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск