Создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Смола Анастасия Александровна, учитель-дефектолог, МБОУ СО Детский сад №2 "Улыбка", Карпинск

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Целью воспитания является обретение воспитанником таких жизненных компетенций, которые позволяют достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого воспитанника пределах.

Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение индивидуального развития в период дошкольного детства;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим, эмоциональным и физиологическим особенностям детей.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. На занятиях дети в игровой форме учатся речевому высказыванию по результатам действий с игрушками ("Ля-ля", "Топ-топ", "Машинка би-би"). Также провожу различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук: вырезание ножницами; лепка из глины и пластилина, теста; изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей и других доступных материалов; различные виды шнуровки; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; нанизывание бус и пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на шнурках; переборка круп; обводка по трафарету; аппликация.

Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходима в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира. В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации. Предметно-пространственная среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: интегрированные занятия, индивидуальные, подгрупповые, групповые игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, сюжетные, подвижные и т.д.). Организуются совместные мероприятия с родителями "Праздник семьи", "Новый год", "8 марта", "Дни рождения", "День матери", "Осенний праздник" (из-за пандемии данные мероприятия не проводятся). Используются различные формы и методы работы.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации и социализации воспитанника с ограниченными возможностями здоровья является комплексное сопровождение и поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов и специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научится принимать оптимальные решения в различных ситуациях, способствуют социализации.

Литература

  1. Волосовец Т. В. "Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида";
  2. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии;
  3. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности занятий;
  4. Якубович М. А. "Коррекция двигательных и речевых нарушений";
  5. Цвынтарный В. В. "Играем пальчиками и развиваем речь".

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск