Мастер-класс как одна из форм практико-ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в современных условиях

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Швецова Светлана Борисовна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

В современных условиях традиционные уроки проводить достаточно сложно и не всегда целесообразно в силу особенностей учеников. Сложность заключается в подготовке и обеспечении хорошим, а, главное, доступным учебно-методическим материалом. Как структурировать и преподнести материал, сделать его понятным обучающимся с ОВЗ и инвалидностью? Сделать это трудно, но возможно, если использовать активные формы, методы и приёмы обучения, которые дадут возможность даже на расстоянии учителя от ученика, разъяснить информационную часть урока и научить его пользоваться ею на практике. К таким формам обучения относится и мастер-класс, который я использую на уроках даже в период дистанционного обучения.

В настоящее время понятие «мастер-класс» широко используется в образовании. В литературе, интернете существует несколько десятков определений, но все они образованы от английских слов master – лучший в какой-либо области, и class – занятие, урок. Само это определение и обозначает обучение. Здесь Мастер передаёт другим свой опыт, мастерство, как и любой педагог, своим ученикам. Поэтому мастер-класс можно рассматривать не только как форму, но и как педагогическую технологию, предполагающую особую организацию не только обучения, но и воспитания. Самое интересное в технологии проведения мастер-классов - это не сообщить информацию, а передавать способ деятельности, что присуще практико-ориентированному обучению. Получение знаний здесь происходит в виде открытий, проб и ошибок, а способами и приёмами такими, какие присущи только мастеру (так называемыми «изюминками»).

В рамках семинара, рассматривающего аспекты обучения, воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, из модели мастер-класс, мне особенно хочется выделить: вступление участников в активный диалог, их помощь в проведении, создание своей модели, общение, консультирование, формулирование вопросов, решение возникших проблем, самооценка. Именно такие качества помогут обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в дальнейшем социализироваться в жизни.

Обычные или дистанционные мастер-классы проводятся для любой образовательной аудитории. Участники могут меняться ролями в зависимости от целей и задач обучения. Например, педагог для обучающегося с целью более интересного преподнесения материала, обучающийся для педагога для демонстрации выполнения домашнего задания, обучающийся для обучающегося (одного или разных классов) для повторения или закрепления изученного. Как правило, положительный результат есть всегда, когда в роли мастера- организатора выступают сами обучающиеся, а учитель в этом случае - помощник и координатор.

Мой личный опыт использования мастер-классов в обучении - это не только теоретические уроки, но и практические, интегрированные занятия, открытые мероприятия и профориентация. Особенно мне нравится то, что оценивание результатов проходит с использованием конструктивных и творческих подходов.

Важными воспитательными особенностями уроков в форме мастер-классов считаю:

  • создание условий для включения в деятельность всех участников;
  • использование приёмов, раскрывающих творческий потенциал;
  • организация самостоятельной работы;
  • предоставление возможности для консультирования и обмена мнениями.

Таким образом, личностными результатами могут быть: мотивация к обучению, навыки решения проблем, самостоятельность, уверенность, ценностно-смысловые установки.

Опыт показал, что развиваются и другие значимые качества. Например, в рамках открытого мероприятия был проведён мастер-класс обучающимися 9 класса для обучающихся 4 класса. Старшеклассники обучали тому, чему научились раньше, тем самым ещё раз повторяя, закрепляя знания и умения. Работал принцип «учу и обучаюсь». Здесь у них развивается взаимопомощь, ответственность за порученное задание, они учатся правильно говорить, выступать перед различной аудиторией и, у всех участников, развивается коммуникативная культура.

Следующий пример мастер-класса - часть урока СБО в 5 классе на тему: «Уход за одеждой и обувью». Учитель-организатор демонстрирует, в каком виде можно хранить в шкафу носки или как быстро сложить трикотажную футболку, которую лучше не вешать на плечики. Здесь работает принцип «научусь и применю», так как результатом является желание повторить не только здесь и сейчас, но научить этому потом близких и друзей.

В разных примерах возникает самое важное желание - достигнуть отличного результата, происходит пусть детский, но анализ результата.

Такие мастер-классы можно проводить дистанционно в формате Онлайн-уроков, видеоуроков или в приложении WhatsApp. И, конечно, в большинстве случаев с помощью родителей.

В WhatsApp проводила уроки по программе «профильный труд». Темы использовала разные: от складывания салфеток до изготовления объёмной работы из бумаги. Была приятно удивлена активностью и индивидуальным выбором предоставления результатов: видеоролики, фотоотчёты (см. фото).

Хорошо, когда организатор-педагог, а что ещё даёт мастер-класс, если его проводит обучающийся? Благодаря этому у обучающегося:

  • повышается самооценка;
  • такой обучающийся для учителя - первый помощник;
  • развивается толерантность;
  • возникают положительные эмоции, а это в современных условиях особенно важно!

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск