Применение современных методов обучения на уроках истории для развития личных качеств обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бармина Наталья Сергеевна, учитель истории, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

Актуальность моего опыта состоит в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся выступают как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. В качестве базовых национальных ценностей определены  такие личные качества, как любовь к родному краю, своей Родине, милосердие, уважение к старшим, прощение, честность, трудолюбие, мужество, жертвенность, верность, чувство долга, миротворчество. С целью развития и воспитания  личности  обучающихся  использую разнообразные формы и методы работы. Итогом урока служит нравственный вывод изучаемого события.

Для формирования у школьников познавательного интереса, поисковой активности, развития речи и творческого воображения применяю технологию  - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Она  даёт возможность  проявить свою индивидуальность, решение одного ребенка активизирует мысль другого, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Для повышения интереса к учебному материалу использую приём «Удивляй!». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Нахожу  такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, показываю  учащимся интересный предмет, пробую  угадать с ними, что внутри черного ящика, показываю необычное видео, картину, задаю интересный вопрос, читаю удивительный  факт об историческом деятеле, событии. На этапе мотивации к уроку очень важно вызвать неподдельный интерес учащихся к изучению темы урока. Традиционное «переходим к изучению» логично заменить на нечто необычное и неожидаемое. Например: «сегодня у нас урок – путешествие.  Я приглашаю вас посетить туристическое агентство «История-тур». Или глашатай приглашает ребят  на олимпийские игры (театрализованный момент). Нравственный момент – любовь к Отечеству через красоту русской природы, — можно вызвать  чтением летописного текста с сопровождением музыки. Например: «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» - так сказал неизвестный автор 13 века.

В содержательной части урока заполняем с учащимися словарь исторических терминов. К сообщению учителя дети добавляют свои примеры (картинки, рисунок). Также можно заполнить маршрутный лист, станции путешествия. Ребята заносят в них свои впечатления, работают с картой, иллюстрациями, текстом. Например, использовали альбом «Культура Руси», в котором было представлено зодчество. Дети  рассматривали  виды храмов, раскрашивали  их; в разделе иконопись – работали  с терминами «икона», «мозаика», «фреска»; по историческому источнику «Поучение детям князя Владимира Мономаха» отвечали на вопросы: какие нравственные качества ценились в то время? Как вы думаете, важны ли они сейчас? Также использую приём «Отсроченная отгадка». В начале урока  даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, тема: «Господин Великий Новгород».  Вы торговец тканью, полотном… Отмерьте ткань. В каких единицах вы измеряли? (практическое задание, принести ткань и дать ученику). Нравственный момент – разговор о честности. Также для обучающихся представляет интерес игра «Чистая доска».  Перед объяснением нового материала  в разных концах доски в произвольном порядке записываю вопросы, для удобства можно их пронумеровать. Говорю, что по ходу объяснения новой темы класс будет участвовать в игре «Чистая доска»: «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача наша в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой». Например, тема «Куликовская битва». Каким должен быть военачальник и князь? Актуальным является приём «Кластер». Например, тема «Крещение Руси». Описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства.

Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Поэтому стараюсь на  уроках проводить мастер-классы. Например, по теме «Куликовская битва» мастер-класс  «Я — разведчик». Напиши письмо разведчика (в помощь нитки, тряпица, ягоды черники).

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно.  Педагог-новатор  Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили». Так история воспитывает свободных людей, совершающих самостоятельный выбор между добром и злом.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск