Нейропсихологические приёмы в работе учителя-логопеда

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Многие люди терпят неудачи в жизни, не от бездарности или глупости, а от неумения общаться, выражать свои мысли, т.е. говорить. Давно замечено, что чем больше с детьми говорят – тем быстрее и активнее они развиваются.

Становление речи ребёнка проходит период стихийного речевого развития и период сознательного овладения речью, через постижение её законов и правил. Исследования нейропсихологов показывают, что мозг современных детей развивается ассиметрично, идёт другая работа мозга, что ведёт к нарушению развития речи. Поэтому учить таких детей нужно совсем по-другому - важно учитывать межсистемные взаимодействия высших психических процессов, а это нейропсихологический подход в работе логопеда.

Вид речевой деятельности

Нейропсихологические упражнения

Развитие слухового восприятия и памяти.

Слушание – первый шаг ребёнка к овладению речью.

Для чего нужно учить ребёнка слушать:

1. Для развития речевого слуха.

2. Для полноценного восприятия окружающей информации.

Чему нужно учить ребёнка:

1. Внимательно слушать обращённую к нему речь взрослого.

2. Извлекать как можно больше информации из речи взрослого (эмоциональную, информационную, логическую).

3. Учить анализу (делить на предложения, слова, слоги, звуки) и синтезу (составление слогов, слов, предложений, рассказов) обращённой речи.

 

1. «Оркестр», «Что звучит?»

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Ход игры: По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. «Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Ход игры: Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова, но договариваются, что как только он называет (например) животное, дети должны хлопать. При произношении других слов хлопать нельзя. Ошибившийся выбывает из игры.

3. «Разбудим куклу (мишку, зайку…)»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы будильник, пылесос, телефон, картинки с надписями ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Ход игры: Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». В то время как звучит будильник, педагог спрашивает детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ, которая прочитывается.

         Затем звучание начинает предъявляться только на слух - будильник заводится за экраном, ширмой.

        В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. Можно будить любой персонаж.

4. «Пароходы»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: две игрушки - большой и маленький пароходы, таблички ГРОМКО и ТИХО.

Ход игры: Перед детьми игрушки с надписью «пароход», на некотором расстоянии от игрушек расположены таблички ГРОМКО и ТИХО.

       Педагог берет в руки большой пароход, произносит громко У и поднимает руки вверх. Все дети повторяют вместе с ним громкий звук У. Затем педагог берет маленький пароход, произносит тихо У и опускает руки вниз. Все дети повторяют вместе с ним тихий звук У.

       Когда дети начинают уверенно справляться с заданием, педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить: тихо или громко.      

        Затем педагог начинает воспроизводить звукоподражание то громко, то тихо без движений, дети повторяют звук той же силы, сопровождая его движениями и показом соответствующей игрушки или таблички отвечая на вопрос «Как звучало?».

Устная речь

Ребёнок учится говорить на основе подражания. Важно создать не только хорошую речевую среду, но и формировать единую функциональную работу мозга, для обеспечения полноценного развития ребёнка. Этому способствуют - растяжки; дыхательная гимнастика; комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением и самомассаж органов артикуляции; самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок; глазо-двигательные упражнения; пальчиковые игры; кинезиологические упражнения и перекрёстные движения; релаксационные упражнения; элементы логоритмики и фонетической ритмики; подвижные игры с проговариванием.

1. Дыхательные упражнение с движением.

Цель: формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции, развивать умение концентрироваться.

Ход: Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. С выдохом левая кисть идёт вниз, правая вверх.

2. Аурикулярный массаж - массаж биологически активных точек ушной раковины.

Цель: активизировать работу всех органов и систем тела, воздействуя на активные точки ушной раковины.

3. Растяжки.

Цель: оптимизировать тонус тела, преодоление патологических ригидных телесных установок, блоков, иррадиирующее влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь.

Упражнения: «Потягивания», «Растяжка для ног», «Скручивания корпуса».

4. Пространственные представления.

Цель: развитие двигательных   навыков, кожно-мышечных   ощущений, формирование представлений о пространстве.

Упражнения: «Телесный диктант» - ребенок выполняет команды взрослого. «Сломаный  робот» - ребёнок выполняет команды наоборот.

 5. Игра «Я знаю пять названий»

Цель: формирование образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием.

Ход игры: с ударом по мячу называет 5 животных, (предметов красного цвета, цветов и т.д).

Письменная речь

Формирование письменной речи идёт в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения.

 

1. «Кроссворд», «Ребус».

Цель: обогащение словаря, развитие словестно-логического мышления.

2. «Волшебный диктант».

Цель: устранение ошибок при смешивании букв по зрительному признаку: Петя – П*т*.

Ход упражнения: записываются только «проблемные» буквы, а все остальные буквы обозначаются точками.

3. «Волшебный мешочек».

Цель: закрепление зрительного образа букв через тактильные ощущения.

Ход упражнения: предлагается без зрительного контроля ощупывать буквы, сделанные из различных материалов и называть их.

4. «Письмо по-древнерусски». 

Цель: позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. 

Ход упражнения: ученик записывает под диктовку слова только согласными буквами, обозначая гласные точками: Девочка ест кашу. – Д*в*чк* *ст к*ш*.

5. «Хлопни-топни». 

Цель: устранение ошибок при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству.

Ход упражнения: ученик в соответствии с инструкцией должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звонкий звук в начале слова, топнуть ногой – если услышит глухой звук.

Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях, создание хорошей речевой среды, положительные эмоции, потребность в самовыражении, содержательном, полноценном общении, познание окружающего мира, речевая активность, тренировка физиологических механизмов речи – способы ведущие к развитию высших психических функций головного мозга, а значит и к развитию речи ребёнка, которая является важнейшей функцией человека, обеспечивающая общение между людьми делая их успешными во многих областях и сферах деятельности.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск