Влияние театральной деятельности на социализацию детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Курышова Светлана Ивановна, воспитатель, ГБУ Центр "Юность Урала" филиал ООЦ "Уралочка", Верх-Нейвинский

Ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребенка – сотовый телефон, а любимое занятие просмотр роликов или компьютерные игры. Из практики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые приезжают в оздоровительно-образовательный центр "Уралочка" отмечено, что им трудно выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстникам и взрослыми. Дети в ряде случаев нарушают правила поведения в группе.

Причиной является отсутствие их ориентации на общение со сверстниками. Отдыхающие не обращают внимание на эмоциональное состояние сверстников, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Способность ребенка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. В современном мире образовательные учреждения становятся местом, где ребенок проходит основные этапы социализации. Успешная социализация в детстве является основой для дальнейшего благоприятного развития личности человека и включение его в жизнь общества.

Изучая научную литературу по вышеобозначенной тематике, я пришла к выводу о том, что театральная деятельность является наиболее эффективным средством для социализации детей с различными образовательными потребностями. Она дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, развивает у них коммуникативные навыкови, помогает детям в формировании уверенности в себе, адекватной самооценки. В ООЦ "Уралочка" театральная деятельность способствует формированию положительного эмоционального состояния отдыхающих, а так же снижению утомления, напряжения, агрессивности.

Театральная деятельность вносит атмосферу праздника. "Приподнятое" настроение позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Чрезвычайно важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность, Любимые герои становятся детям образцами для подражания и отождествления. Кроме того, позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Работу по постановке спектакля, начинаю всегда с выбора произведения. Сюжет произведения должен быть доступен и понятен детям, с большим количеством героев, чтобы задействовать в спектакле максимальное количество детей. Выбрав произведение, чаще всего это сказка, начинаем работу, которая идет в несколько этапов.

  • Первый этап – это знакомство с новым произведением или оживление в памяти знакомого детям сюжета. Читаем сказку, просматриваем художественные и мультипликационные фильмы по мотивам произведения, обсуждаем характеры персонажей.
  • Второй этап – распределение ролей, разучивание текста роли, индивидуальная работа с ребенком над образом, во время которой, обговариваем характерные персонажу мимику, жесты, движения. Дети, которые имеют трудности с запоминанием текста, получают роль где минимум текста (реплики) либо роль в движении.
  • Третий этап – это сами репетиции, которые сначала проходят небольшими частями, объединяя 2-3 персонажа, где продолжаем разучивать текст роли. И только после этого происходят объединенные репетиции спектакля.
    На выступлениях дети проявляют творческую самостоятельность, вносят в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Играя какую-либо роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.

Роль педагога в организации и проведении таких спектаклей очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи, умело организовать их совместную деятельность и незаметно передать инициативу детям. Педагог не оставляет без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее).
Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно это важно в работе "особыми детьми".

Использование театральной деятельности помогают педагогам улучшить эмоциональный фон в коллективе детей, вносить коррективы в поведении детей, сформировать положительную атмосферу во время их оздоровления и отдыха, т.к. совместное участие в спектаклях увеличивает социальную значимость ребенка среди сверстников.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что через развитие и использование театрализованной деятельности происходит всестороннее формирование каждого воспитанника, значительно упрощается его социализация и адаптация к условиям жизни в современном обществе.

Список литературы

  1. Аленкина О.А., Профессионально - трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова.М.Глобус, 2009.-190 с.
  2. Гадров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации // Вестн. УРАО,- 2008.-№ 5. – с.21 -29 с.
  3. Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе: Пособие для воспитателей и учителей. 2- е издание. М., 2006.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск