Возможности модифицированной методики "Кольца Луллия" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Хайрова Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

Разработано множество методик, технологий, посредством которых можно развивать речь детей. Исходя из опыта работы, актуальным является методическое пособие "Кольца Луллия", созданное Раймондом Луллием в 13 веке в виде бумажных колец и модифицированное в современном мире авторами технологии ТРИЗ и РТВ для образовательных учреждений.

Данное пособие является универсальным дидактическим средством, которое всесторонне развивает речь, внимание, мыслительные процессы и фантазию у детей, формирует навыки сотрудничества, самостоятельности. Его можно многопланово использовать при решении задач развития речи как у дошкольников, так и у младших школьников с речевыми нарушениями. Круги Луллия вносят элемент игры в образовательную деятельность, помогают поддерживать детскую инициативу, интерес к изучаемому материалу, снимают психологическое напряжение, облегчают восприятие нового материала. Универсальность пособия также заключается в том, что, используя лишь несколько кругов, можно получить игры разного содержания, решая при этом сразу несколько задач.

Особенность использования кругов Луллия с детьми заключается в том, что в работе можно применять два типа заданий. 1 тип: Найди реальное сочетание (Р. С.). Ребенок объединяет подходящие к заданию карточки. 2 тип: Объясни необычное сочетание (Н. С.). При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение картинок. Ребенок пытается объяснить их сочетание, придумать фантастическую историю или сказку.

Комплекс игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.

1. Игры на развити артикуляционной моторики. "Веселый язычок". Ход: Выбираем на малом круге картинку, а на большом круге подбираем подходящую парочку с изображением выполнения данного артикуляционного упражнения, затем вместе с ребенком выполняем это упражнение язычком.

2. Игры на закрепление поставленных звуков. "Парочки: живое - неживое". Цель: автоматизация звуков. (Используются картинки на любую группу звуков). Ход: на кругах картинки (живые, неживые предметы) с автоматизируемыми звуками, подбираем парочки, проговариваем. Далее предлагаем задание по 2 типу: объясни Н.С. картинок, преврати эти предметы в героев фантастической истории. Таким образом, с помощью одной игры автоматизируем звуки в словах, учим детей определять живые и неживые предметы, развиваем связную речь, фантазию дошкольника.

3. Игры на совершенствование слоговой структуры слова. "Слогоежки". Цель: развитие фонематических процессов. Ход: На одном круге у нас буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. По принципу от простого к сложному ребенок собирает слог, прочитывает его, затем придумывает слово с этим слогом, считает количество слогов в слове, составляет с этим словом предложение. Решаем несколько задач одновременно.
"Слогопары". Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход: На кругах расположены предметные картинки, необходимо объединить объекты с одинаковым количеством слогов. И задание по 2 типу: объясни Н.С. предметов.

4. Игры на развитие фонематических процессов. "Первозвук". Цель: обучение звуковому анализу слов. Ход: На кругах выкладываются картинки, которые начинаются на согласные звуки. Предлагается объединить картинки по первым звуками, подобрать букву, которой данный звук обозначается. Далее задание по 2 типу на развитие фантазии и связной речи. "Парочки: твердыш и мякиш". Цель: обучение звуковому анализу слов. Ход: На одном круге находятся картинки, начинающиеся на твердые согл. звуки, на другом - картинки, начинающиеся на парные мяг. согласные звуки. Просим объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками (мяч - матрешки). Добавляем задание на Н.С.: придумай историю с этими героями.
"Подбери звуковой домик". Цель: обучение звуковому анализу слов. Ход: на одном круге выкладываются звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагается объединить картинки с подходящими схемами.

5. Игры на формирование лексико-грамматических категорий. "Словосочеталки". Цель: развитие грамматического строя речи (согласовывание прилагательных с существительными в роде, числе и падеже), автоматизация (дифференциация) звуков в словах. Ход: на маленьком кольце расположены цифры (количество), на среднем кольце цвет, а на большом, картинки объектов на автоматизируемый звук. Затем просим детей вращать кольца и называть получившиеся словосочетания из трех слов.

6. "Чей хвостик?". Цель: обучение образованию притяжательных прилагательных, активизация словаря и развитие творческого мышления. Ход: на среднем круге расположены картинки хвостов животных, а на большом круге - животные. Задание на Р.С. Помоги животному найти свой хвостик и определи его местообитания. Н.С. Просим детей раскрутить круги в хаотичном порядке и объяснить выпавшее сочетание картинок: как животное будет жить с этим хвостиком (чем он ему будет помогать или мешать).

7. Игры на развитие и обогащение словаря. "Неприятели" Цель: расширение словаря антонимов. Ход: На кругах расположены объекты, противоположные по определенному признаку. Необходимо подобрать пару объектов противоположных по значению и проговорить.

8. На развитие связной речи детей можно применять все игры, со 2 типом заданий, в том числе игры "Путешествие насекомых (птиц)".

Цель: формирование синтаксических конструкций.

Ход: на кругах расположены

  1. насекомые (птицы),
  2. схемы предлогов,
  3. цветы (деревья).

Необходимо выбрать насекомое и цветок, используя схему предлога составить предложение.
Картотеку игр можно бесконечно пополнять новыми заданиями, потому что интерес к данной игре у детей не угасает, они с удовольствием вращают круги, размышляют и фантазируют. Представленное игровое пособие универсально, с его помощью действительно можно решать множество коррекционных задач и добиваться высоких результатов в логопедической работе.

Литература

  1. Сидорчук Т. А., С. В. Лелюх "Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия". – Издательство АРКТИ, 2018.
  2. Интернет ресурсы: https://s-ba.ru/tpost/fpemln8u41-razvitie-rechevoi-aktivnosti-detei-doshk 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск