Использование конструктора ТИКО в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пугина Ольга Анатольевна,учитель-дефектолог, МАДОУ "Гармония" д/с № 49", Новоуральск

Современное законодательство предъявляет к педагогам требования, направленные на гуманизацию и всестороннее развитие каждого ребенка. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий, в многообразии методов и подходов к развитию детей, в том числе с нарушенным развитием.

Одним из принципов ФГОС ДО и ФАОП ДО, которым должны соответствовать используемые технологии, является учет ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игры.

Наверняка многие из вас уже знакомы с конструктором ТИКО, видели или слышали про него, может, кто-то использует в своей работе. Я хочу поделиться своим опытом использования конструктора ТИКО в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития.

Конструктор ТИКО включает в себя три функции: обучающую, развивающую, игровую. Соответственно, позволяет решать коррекционно-развивающие задачи в игровой форме. Данный конструктор представляет набор ярких разноцветных плоскостных фигур из пластмассы двух размеров, в форме нескольких геометрических фигур. Соединяются детали между собой с помощью шарниров, расположенных по всем сторонам.

Выполнение игровых заданий с использованием ТИКО-деталей, дает возможность задействовать различные анализаторы. У деталей одна сторона гладкая, другая – шероховатая, на каждой стороне – шарнирные крепления. Эти особенности деталей являются дополнительными раздражителями мелких мышц рук детей. Также во время соединения ТИКО-деталей происходит противопоставление большого пальца к остальной части кисти руки, формированию пинцетного захвата, что способствует развитию правильного удержания карандаша и графомоторных навыков.

Использование деталей конструктора ТИКО позволяет формировать представления детей о сенсорных эталонах в игровой форме. Например: "Угости котенка печеньем треугольной формы", "Помоги мышке разложить зернышки – детали по цвету", "Нагрузи большие детали в большой грузовик, а маленькие – в маленький" и другие.

"Дорожка форм". Игра на развитие умения соотносить предметы различной формы с геометрическими фигурами. Помогает находить среди предметов окружающей действительности похожие и различающиеся по форме предметы. Игра всем хорошо известна, но в этом варианте помогают ТИКО-детали с картинками, соединив которые между собой, можно получить яркую разноцветную дорожку или скрепить их в одно большое поле. С этим же набором деталей играем в "Путаницу". Включаю в дорожку одну картинку с предметом другой формы. Ребенку нужно определить ее, объяснить свой выбор и исключить из общей конструкции. Работает мелкая моторика, мышление, зрительное восприятие, внимание, активизируется речь, так как ребенку нужно объяснить свой выбор.

У детей с задержкой психического развития страдают слуховое внимание и умение запоминать и перерабатывать услышанную информацию – важные составляющие, способствующие пониманию инструкций и усвоению материала. Слуховые диктанты помогают корригировать недостатки развития этих психических функций, а также пространственные представления через использование предлогов. Даю четкие, конкретные инструкции: "Возьми большой желтый квадрат. Справа прикрепи голубой прямоугольник. Между белыми квадратами – зеленый прямоугольник". И так далее. В конце диктанта получается определенная конструкция. Сравниваем ее со схемой. Получилось или нет? Что нужно исправить? Проводим анализ конструкции.

Игровое задание "Зеркало" с использованием деталей конструктора, развивает навыки самоконтроля, волевые качества. Так как ребенку необходимо выполнить целый ряд действий: рассмотреть образец, подобрать необходимые детали, выполнить задание (выложить симметричный рисунок относительно вертикальной линии), сравнить с образцом, исправить ошибку (если есть), а для этого нужно разобрать всю сделанную конструкцию и собрать ее снова, уже правильно. И не всегда это получается сделать с первого раза.

У детей, посещающих нашу группу, память отличается снижением скорости запоминания, малым объемом. Поэтому очень важны упражнения на развитие этих свойств памяти. Предлагаю ребенку несколько деталей для запоминания. Затем закрываю экраном. Из корзинки с большим количеством деталей ребенку нужно выбрать только те, которые были за экраном и которые он запомнил. Постараться выложить в таком же порядке. Затем экран убираю и вместе с ребенком проверяем результат задания. Количество деталей постепенно увеличивается. Соответственно расширяется объем памяти.

Развитию у детей целостного восприятия, комбинаторных способностей, синтеза и анализа помогают такие задания, как "Составь фигуру". Ребенку нужно составить заданную фигуру из нескольких других, подобрать несколько вариантов, скомбинировать разные детали, чтобы получить нужную фигуру. Предлагаю посчитать, сколько в полученном квадрате треугольников, маленьких квадратов или прямоугольников.

Очень нравятся детям играть в "Кулак, ребро, ладонь" с помощью деталей конструктора. Например, прямоугольник – это "ребро", большой квадрат – "ладонь", большой шестиугольник – "кулак". Данная игра способствует развитию межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Сначала с ребенком подбираем нужные детали. Затем проигрываем три положения руки на плоскости каждой детали, последовательно сменяющих друг друга. Выполняем движения вместе, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы ребенок выполняет самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками одновременно. По мере освоения ребенком моторных поз, в одном ряду меняю местами детали. Теперь ребенку нужно каждой рукой выполнять разные положения. Удается это не с первого, и, даже, не со второго раза. Но, каждый раз – это успех и достижение!

Детям нравятся сказки, но запомнить их, даже самые простые, и рассказать не всегда получается. Помогают нам "сказочные шкатулки", дорожки по принципу "Разложи по порядку и расскажи". Только здесь ребенок не просто выкладывает картинку в определенной последовательности, а опять же работает активно мелкая моторика. И в любой момент сказку можно превратить в коробочку, шкатулку или дорожку.

Конструирование объектов по графическому образцу, т.е. по схемам, полным или контурным, способствуют развитию зрительно-моторной координации. Так как каждый раз, действуя с деталями конструктора ТИКО, происходит постоянное одновременное взаимодействие руки и глаза.

Моделирование плоскостных конструкций по полной схеме. Ребенку предлагается схема, на которой четко изображены все детали, необходимые для конструирования того или иного предмета. Эти задания способствуют развитию у детей навыков анализа и синтеза, восприятия и воображения, умения читать простые схемы. Детям нужно внимательно рассмотреть схему и узнать фигуры - детали; разделить схему на составные части; подобрать нужные детали и собрать по схеме конструкцию. Дальше задание можно усложнить, предложив раскрасить схему в соответствии с цветом деталей готовой конструкции, внизу на листке – задании раскрасить только те детали, которые есть в конструкции, дорисовать недостающую деталь.

Конструирование по контурной схеме – более сложный вариант плоскостного моделирования. Ребенку предлагается только контур предмета. Ему нужно определить, что это за предмет и из каких фигур он состоит. Начинаю с изображения в полный размер деталей, чтобы ребенок мог наложить предполагаемые фигуры на схему. Деталей предлагаю больше и другой формы, чем предполагает схема. В том случае, если все детали "ложатся" на свое место в схеме, все совпадает, ребенок собирает из них тот или иной объект.

Кроме того, данный конструктор позволяет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирование. Чтобы сконструировать объемную модель, ребенок должен собрать две зеркальные конструкции и соединить их между собой отдельными деталями. В совместном творческом процессе дети общаются между собой, помогают друг другу соединять детали или найти нужную деталь, обговаривают способ скрепления двух половин будущей конструкции. Эти важные качества личности (умение правильно обратиться за помощью или предложить свою помощь сверстнику, выслушать мнение другого человека, спокойно высказать свое и договориться между собой) помогут детям в будущем более успешно социализироваться.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск