Содружество детского сада и семьи в процессе развития детской инициативы ребенка с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Модылевская Инна Брониславовна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад "Росинка" д/с № 2 "Золотая рыбка", Новоуральск

Идея создания родительского клуба заключалась в апробации новой формы оказания методической помощи и просвещения родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ. Основной целью встреч в родительском клубе "Содружество" в 2022-2023 учебном году стал актуальный разговор на тему: "Как развивать детскую инициативу".

Творческой группой педагогов детского сада была разработана структура встреч в родительском клубе.

Подготовительный этап проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. Продолжительность данного этапа – 5-10 минут. Примеры игр для приветствия: участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты; под спокойную музыку все передвигаются в свободном направлении по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: "Как я рад вас видеть!" или "Какой замечательный сегодня день!" и прочее.

На основном этапе идёт разработка темы встречи в двух направлениях: теоретический аспект и практическая часть. Специалист раскрывает тему встречи в виде презентации, мини-лекции (для знакомства с новой информацией), притчи (как стимула к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию), кроссворда, демонстрации видеороликов. На теорию выделяется не более 15 минут.

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Самыми продуктивными приёмами для этого являются: дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников); психологические упражнения и игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми; практикумы (продуктивная деятельность), например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики). Практика занимает 15-20 минут.

Этап эмоциональной разгрузки способствует переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 3-5 минут.

Обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности родительского клуба и проводится на заключительном этапе. Мы предлагаем ответить на следующие вопросы: "Чем полезна была для Вас эта встреча?", "Что бы Вы хотели обсудить на следующей встрече?". Заключительный этап длится 5-7 минут.

Первая встреча "Развитие творческой инициативы ребенка" была самой волнительной для нас. Понравится ли родителям данная форма взаимодействия? Сможем ли мы реализовать задуманные планы в родительском клубе?

Будут ли родители достаточно активны и станут ли они применять полученные знания и практические навыки дома?

Старший воспитатель провела подготовительный этап, включающий организационную игру, благодаря которой мы вместе с родителями пришли к единому мнению, что клуб - это место встречи людей с едиными интересами, обсудили девиз "Всё, что мы делаем – ради ребёнка!" и разработали правила участников клуба. В процессе разгадывания кроссворда родители назвали ключевое слово "инициатива", заложенное в основу встречи, и поразмышляли об этом. Затем родители участвовали в интересной дискуссии "Музыка и изобразительная деятельность", которую организовал музыкальный руководитель. Воспитатель по художественно-эстетическому развитию вдохновил к выполнению творческих работ. Встреча получила положительные отзывы. На следующий день участники клуба делились с воспитателями своих групп о новых впечатлениях и желании применять полученные знания в играх с детьми.

Вторую встречу "Развитие коммуникативной инициативы ребенка" провели педагог-психолог и учитель-логопед. При подготовке второй встречи мы провели опрос родителей детского сада на тему: "Домашняя среда - среда развития моего ребёнка, потому что…".

Сводный анализ полученных ответов показал следующее.

  • "Домашняя среда - это общение с близкими людьми, воспитание через передачу жизненного опыта членов семьи, семейные ценности" - считают 42% родителей;
  • 41% респондентов ответили, что это - непосредственно предметно-развивающая среда, наполненная всем необходимым (развивающие игры, художественные материалы, книги, игрушки и т.д.);
  • 17% опрошенных затруднились с ответом.

Результаты данного опроса показали недостаточную осведомленность части респондентов по вопросу создания оптимальной развивающей среды в условиях семьи. Поэтому содержание второй встречи было направлено на расширение возможностей обогащения домашней среды родителями через практико-ориентированную игровую деятельность. Учитель-логопед рассказал, какие речевые стратегии сковывают инициативу ребёнка и как этого избежать.

Третью встречу "Развитие двигательной инициативы ребенка" подготовили и провели инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.

Работа родительского клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада и семьёй ребенка с ОВЗ.

Литература

  1. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дом учителя, 2005.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск