Кожевникова Оксана Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство грамматического строя речи), а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения и письма.
Чтобы повысить интерес детей с умственной отсталостью к учёбе и общественной жизни использую на уроках обучения грамоте форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Интеграция познавательной и двигательной деятельности создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей младших школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на детей. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на достаточно высоком уровне, что позволяет говорить об эффективности интегрированных уроков.
На уроках обучения грамоте применяю элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Систематически на уроках использую упражнения и игры инновационной программы "Русская азбука-зарядка" (РАЗ) кандидата педагогических наук Российского государственного педагогического университета Виктора Никитича Фросина. Данная программа интегрирует умственное и физическое развитие.
Содержание занятий РАЗ: 115 тело-, 33 букво-, 180 подражательных и 80 игроупражнений, сведения о строении тела, гигиене, 120 упражнений о животных, растениях и изделиях, 250 рифмованных высказываний и поговорок, 1000 фотографий предметов познания и детей, выполняющих упражнения РАЗ, аудио и видеозаписи.
Целью первой части пособия "Тело человека" является познание ребенком своего тела и воспитание бережного отношения к нему.
Цель достигается во взаимосвязи с решением задач:
- Получение первичных сведений о видимых и прощупываемых частях тела человека.
- Усвоение правильного звуковыделения.
- Улучшение управления движениями пальцев рук.
- Формирование правильной осанки.
Вторая часть пособия "Букво-Упражнение".
Это познавательное напрягающее мышцы и связки физическое упражнение, в котором возникает обозначение телом соответствующего звука или звукосочетания. Обучающиеся своим телом изображают букву.
Третья часть пособия "Малыш открывай мир" - это познание детьми предметов природы и развитие их двигательных способностей (подвижности).
Дети получают первичные сведения о представителях основных классов животных и обучаются упражнениям укрепляющим мышцы живота. У обучающихся формируется бережное отношение к предметам природы. Ребята своим телом изображают животное и произносят характерные звуки.
"ИГРОупражнения" - четвертая книга РАЗ.
Это отличное средство для увлекательных подражательных игр детей и познания или особенностей поведения животных. Во время игры ребята изображают повадки животных.
Во время физминуток дети воспроизводят разученные упражнения, предотвращают перегрузку позвоночника и мышц.
Особенности упражнений:
- Игры разработаны исходя из физических возможностей и психического состояния детей;
- Занимаясь буквоупражнениями, ребенок познает свое тело и воспитывает бережное отношение к нему;
- Ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество познавательных физических упражнений, в том числе направленных на профилактику искривления позвоночника;
- Разучивая 33 буквоупражнения, малыши осваивают все буквы русского алфавита, ни разу не присев за стол и не взяв в руки карандаш или ручку.
- Русская Азбука – Зарядка помогает освоению азбучных букв для осмысленного чтения;
- Буквоупражнения развивают способности малыша выделять звуки из произносимого слова, подбирать звуки по буквам, а буквы по звукам.
Таким образом, включение в учебный процесс подвижных игр и упражнений для развития познавательных интересов не только содействует психическому развитию учеников, но и перестраивает моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях меняющейся окружающей обстановки.