Развитие сенсорных процессов у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дунаева Екатерина Петровна, учитель, Кожевникова Ирина Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Сенсорный, чувственный опыт человека является источником познания окружающего мира. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Процесс изучения мира ребенком с интеллектуальными нарушениями проходит по-иному. Чтобы в полной мере понять ему, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький, кислый.

Для детей с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. Интерес к предмету отделен от той функции, для которой предмет создан, то есть, для такого ребенка предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от кубиков до посуды).

Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получать вновь и вновь.

Мы хотим предложить некоторые приемы и способы развития сенсорных ощущений через разные органы чувств.

Каждый наш день начинается с сенсорной минутки. Ученикам я предлагаю или они сами выбирают материал разной фактуры, формы, расцветки, размера для насыщения сенсорных ощущений.

А для формирования сенсорных ощущений через зрительный анализатор, предлагаю игры на дифференциацию цвета и формы, порядок расположения предметов в пространстве.

Например: помпоны разных цветов нужно разложить в коробочку с таким же цветом. Все эти игры можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. Эту игру изготовили родители.

В течение жизни ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать. Мы используем для развития слухового восприятия аудиозаписи со звуками природы, музыкальные инструменты, звуковые игры.

Тактильное восприятие развивается посредством прикосновений, ощупывания: различных по фактуре материалов. Это может быть и мягкое махровое полотенце, и прохладная гладкая поверхность стекла, и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики.

Один из приемов тактильного восприятия – это может быть поглаживание руки ребенка разными предметами (кисточка, карандаш, губка). Это детей успокаивает, они сосредоточены на этом ощущении.
Все сенсорные ощущения развиваются не отдельно друг от

Например: игра с самолетиком. Ребенок учится правильно запускать самолетик и следит за его полетом. Здесь задействованы и зрительное и двигательное восприятия.

Ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.

Ученику предлагается понюхать капсулу, затем он должен определить и показать, что так пахнет. Лучше для этой игры брать запахи сильно-пахнущие и знакомые ребенку. Например: чеснок, лук, мамины духи, зубная паста, стиральный порошок.

Для развития вкусовых ощущений предлагаю игры, в которых дети угадывают на вкус продукты питания. Во время игры ребенку с закрытыми глазами пробует тот или иной продукт, затем он называет или показывает, что съел.
В школе открыто два класса для детей с расстройством аутистического спектра, на которых мы работаем. Мы стали перед выбором, что делать, если ребенок берет в рот разные предметы, нюхает всё, изучает пространство криками. Возникла идея – создать сенсорный уголок, к которому дети могут обратиться в любое время и удовлетворить свои сенсорные ощущения. Происходит насыщение сенсорными ощущениями.

Это вызывает у них положительные эмоции и настраивает на успешную работу на уроке.

Сенсорное развитие происходит не только в школе, но и за ее пределами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск