Применение приемов ТРИЗ-технологии для формирования опыта творческой деятельности у обучающихся с ЗПР во внеурочной деятельности общекультурной направленности

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Климцева Екатерина Сергеевна, студент, ГАПОУ СО НТПК № 1, Нижний Тагил

Руководители: Неофитова Елена Юрьевна, Щавлева Оксана Николаевна

В образовательном пространстве проблема формирования опыта творческой деятельности младших школьников с ЗПР продолжает оставаться одной из важнейших, так как опыт творческой деятельности является компонентом содержания образования и значимым фактором успешности и активности ребёнка с задержкой психического развития в жизни. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких технологий, которые помогают детям с ЗПР не только овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и формировать их творческий опыт. Одной из таких технологий является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

В свете обновленных ФГОС НОО теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) становится очень результативной, так как позволяет развивать опыт творческой деятельности.

Проблема формирования опыта творческой деятельности детей с ЗПР младшего школьного возраста всегда интересовала учёных педагогов и психологов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, И.Н. Дубины, И.Канта, Л.С. Выготского и др. – и по сей день она является актуальной. Это объясняется тем, что в современных социальных условиях идёт процесс глобального изменения всех институтов социума, непрерывного реформирования. В результате чего общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предвидеть конечный результат. Именно такой подход к делу является условием воспитания активной позиции личности в жизни.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть, это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа. Закономерности выявил Г. С. Альтшуллер, именно они легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ является эффективной технологией обучения в начальной школе во внеурочной деятельности. При ее использовании в образовательном процессе у младших школьников с ЗПР развивается креативное мышление, воображение, мотивация к учебной деятельности, дети сами делают для себя какие-то открытия, также происходит развитие памяти.

Формирование опыта творческой деятельности – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка с ЗПР, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Однако, несмотря на актуальность, до сих пор недостаточно изучены возможности использования ТРИЗ во внеурочной деятельности для формирования и развития опыта творческой деятельности младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: процесс формирования опыта творческой деятельности у младших школьников с ЗПР. Формирование опыта творческой деятельности особенно важно в младшем школьном возрасте, когда у ребенка с ЗПР закладываются основы становления субъектной позиции, умения анализировать, оценивать свою деятельность, формируется система базовых оснований личности и т. д. (Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Поэтому велика значимость вовлечения младших школьников с ЗПР в творческую деятельность, формирования у них потребности в самостоятельном поиске, познании и "открытии" нового.

Внеурочная работа может оказать существенное содействие в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников с ЗПР, так как предоставляет условия для индивидуального развития личности обучающегося, накопления субъектного опыта участия и организации практической деятельности (Л. В. Байбородова, Д. В. Григорьев, Н. В. Новикова, С. И. Сабельникова и др.).

Предмет исследования: педагогические приемы использования ТРИЗ-технологии на внеурочных занятиях общекультурной направленности для формирования опыта творческой деятельности у младших школьников с ЗПР. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя. И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников с ЗПР, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Таким образом, для развития творческого мышления детей с ЗПР младшего школьного возраста, для наилучшего результата развития творческих способностей работа должна строиться с учётом ранее описанного опыта педагогов.

При выборе творческих заданий следует учитывать следующие условия:

  1. Ежедневное и систематическое включение творческих заданий и упражнений.
  2. Стараться использовать творческий потенциал ребёнка с ЗПР в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания).
  3. В творческих задачах, которые постепенно усложняться, необходимо использовать межпредметные связи.
  4. При оценке творческих работ учащихся с ЗПР отмечать положительные стороны (о недостатках работы, выполненной ребёнком с ЗПР, следует говорить корректно, так как резкое замечание может отбить у ученика желание выполнять творческие задания в будущем).
  5. Привлекать семью к выполнению творческих заданий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск