Стратегия успеха (из опыта работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи)

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

В последнее время возрос интерес к вопросу о своевременной и квалифицированной помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). И не случайно. Дело в том, что количество таких детей с каждым годом неуклонно растёт. Специалисты детских дошкольных образовательных учреждений не всегда успевают устранить речевой дефект до поступления ребёнка в школу. Таким образом, складывается необходимость продолжения коррекционной работы, начатой в детском саду, в условиях школы.

Для решения этой проблемы в сентябре 2004 года впервые в городе на базе нашей школы был открыт класс для детей с ТНР. Работа была организована в соответствии с требованиями «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений». Учащиеся зачисляются в эти классы по решению ТО ПМПК из числа первоклассников, обучающихся в различных школах города, а также детей, выпущенных из логопедических групп детских садов.

На 1 сентября 2010 г. во 4 «а» классе количество учащихся составляло 12 человек. Классный руководитель – учитель высшей квалификационной категории Голубева Е.В., воспитатель Даниелян Е.Г. (I квалификационная категория), учитель-логопед – Евдокимов С.В. (I квалификационная категория).

Внимательно изучив программу по работе с такими детьми и неоднократно встретившись с коллегами из коррекционной школы № 56 V вида г. Екатеринбурга, я понял, что цель и задачи работы ничем не отличаются от цели и задач, которую я ставлю перед собой, когда работаю с остальными учащимися школы.

Целью своей деятельности ставлю устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • коррекция и профилактика нарушений письменной речи;
  • развитие навыков связной речи;
  • коррекция высших психических функций.

Основные направления коррекционной работы в классе ТНР:

  • создание мотивации к обучению;
  • развитие органов артикуляции;
  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • постоянная и непрерывная работа по звуковому анализу и синтезу;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • популяризация чтения.

Поставив перед собой цель и задачи, и реализуя их, я с удовлетворением отмечаю, что в результате коррекционной деятельности улучшены показатели учебно-значимых функций:

  • обучаются с чистой речью -11 учащихся (90.9%). Особо хочется отметить тот факт, что учащийся этого класса Титов Евгений, имеющий при поступлении логопедическое заключение - ОНР III уровня, сопровождающееся нарушением письма и чтения, стёртая форма дизартрии, на городском конкурсе чтецов занял 3 место. И такие достижения учеников не только радуют, но и придают силы для дальнейшей работы.
  • с улучшенным письмом обучаются 10 учащихся (81.8%). Специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научиться отчетливо представлять себе звукобуквенную структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков и букв. Вот тогда для ошибок больше не останется места.
  • с нормативами техники чтения справлялись 8 учащихся (64%).

Чтобы не начинался школьный путь ребенка с трудностей на уроках чтения и письма, нужна профилактическая и коррекционная работа в дошкольном возрасте по развитию фонематического слуха, по воспитанию правильного звукопроизношения, по анализу и синтезу слов.

Акцентирую ваше внимание на том, что читать в наше время становится не модно. Ученикам в тягость прочитать то или иное произведение. Всё свободное время занимают компьютер и телевизор. И, на мой взгляд, это проблема набирает обороты, и её не решить в одиночку. Выступая на родительских собраниях, ведя консультативную работу, рекомендую родителям применять в общении с детьми записки с заданиями (например, во время каникул можно написать ребёнку, что нужно сделать за день, тем самым заставить ребёнка прочитать небольшой текст).

Но всё ли так просто в работе учителя-логопеда, работающего с детьми, имеющими ТНР ? К отрицательным моментам можно отнести тенденцию отдаления родителей от ученика, школы, педагога, специалиста. Нет ежедневного контакта. Пытаюсь решить проблему организацией консультаций, но практика показывает, что на эти беседы приходят не все родители, с которыми хотелось бы пообщаться.

Существует еще одна особенность, характерная для детей с речевыми нарушениями. И, пытаясь ее разрешить, более ответственно отношусь к подготовке занятий. Медики установили, что 85 % информации проходит через зрительный анализатор. А у детей с ОНР, как и у детей с ЗПР, снижена работа всех анализаторов. Что делать? Нужно увеличить угол зрения, использовать качающиеся наглядности, не концентрировать наглядность в одном месте, а использовать ее везде: на шторах, на дверях и т.д. На своих занятиях я стараюсь подключить больше анализаторов, например, задание: сколько раз услышишь звук Л, столько красных фишек переложи из одной чашки в другую.

На занятиях встречаю еще проблему: дети не хотят говорить. Необходима мотивация. Пробую использовать элементы театрализации с помощью различной одежды, аксессуаров и т.д. Для чего? Ребенок, надев на себя различную одежду, становится актером, т.е. начинает играть какую-либо роль и проблема, как правило, решается.

Но было бы не справедливо не упомянуть всех, кто принимает активное участие в коррекционной работе. Чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаю и других специалистов: педагога-психолога, врача-психоневролога, медицинских работников (медицинской сестры по массажу, медицинской сестры по физиотерапии), социального педагога, учителя и воспитателя ГПД.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005

Врач-психоневролог назначает медикаментозное лечение (препараты, стимулирующие мозговую деятельность), назначает курс массажа шейно-воротниковой зоны, мышц лица, курс физиопроцедур (электросон, УВЧ, электрофорез и т.д.), ведёт консультативную деятельность. Все это, несомненно, благоприятно сказывается на развитии ребенка.

Учитель, следуя моим рекомендациям, на своих уроках следит за правильным звукопроизношением (у каждого ученика есть бейдж, с указанным звуком, который необходимо контролировать в речи), добивается от учащегося развёрнутого и стилистически верного ответа.

Огромную роль в пополнении словарного запаса, в развитии связной речи играет воспитатель ГПД. Ученики постоянно выезжают на экскурсии (объехали практически все достопримечательности области, в чём можно убедиться, посетив наш школьный сайт www.nsk59.ru). Вернувшись, дети оживлённо беседуют, делясь впечатлениями о поездке.

В заключении хотелось бы сказать, что в нашей школе активно функционирует секция учителей-логопедов. На наших заседаниях мы обсуждаем и сложные случаи речевой патологии, и новинки в логопедии, и подводим промежуточные итоги. Этот пункт является неотъемлемой частью комплексного подхода в работе с детьми, имеющим тяжёлые нарушения речи.

Литература

  1. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.- 1-е отделение. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-448с.
  3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1997.- 400с.
  4. Рау Ф.А. «Дефекты речи и борьба с ними у детей и подростков»//Логопед.2004.-№3-С.32-38.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин