Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи посредством диагностико-коррекционной игры «Робинзонада»

Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, «Новоуральская СКОШ № 59»

В последнее время наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Возросло количество учеников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие успешному освоению общеобразовательных программ. Письменная речь, в отличие от устной, у людей не формируется без специального обучения. Поэтому, появление письменной речи начинается после обучения грамоте и формирования внутреннего плана действия. Изучая природу письменной речи, Л.С.Выготский пришёл к выводу о том, что с психологической точки зрения она существенно отличается от устной. Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконин экспериментально доказал. что письменную речь нельзя считать простым переводом устной речи в письменные знаки. Уметь писать буквы, слова и предложения - не значит владеть письменной речью. Освоение письменной речи предполагает способность ребенка общаться с отсутствующим собеседником посредством текста. Однако в начальный период обучения грамоте ребенок при помощи письменной речи воспроизводит устную, как бы копируя её.

Поскольку дети с ТНР осваивают письменную речь значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения задачи обучения и коррекции письменной речи обучающихся с ТНР, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость проведения во 2 классе диагностико-коррекционной игры "Робинзонада" ( см. кн. Российской Ел. Н.). Дети знакомятся с повестью Д.Дэфо "Робинзон Крузо". Затем они рисуют карту необитаемого острова и описывают в письме к своему другу Робинзону путь к спрятанному кладу. Письма дети пишут в тетрадях, затем набирают текст на компьютере с использованием программы Microsoft Word, редактируют его и получают в отпечатанном виде, вместе с нарисованной ими картой. Далее школьники переписывают отредактированный текст в тетрадь. В заключение игры каждый ребенок получает письмо от Робинзона со словами благодарности и сладкий приз. Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. В результате у них наблюдается рост школьной мотивации, совершенствуется мелкая моторика и ориентировка в пространстве. Дети учатся связно излагать свои мысли и оформлять их на бумаге. У них расширяется словарный запас.

Использование текстового редактора в учебном процессе позволило разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличив тем самым интерес школьников к письменной речи.

Благодаря данной игре учитель-логопед получил возможность увидеть способность каждого учащегося общаться с отсутствующим собеседником посредством текста, проанализировал работы школьников и наметил пути коррекции для каждого ученика. С результатами работ и анализом ошибок были ознакомлены педагоги, работающие с детьми. Заинтересовался работами детей (особенно нарисованными картами) школьный психолог и тоже нашел в них повод для размышлений. Ознакомлены с работами детей были и родители. Проведена разъяснительная беседа о пользе чтения детям книг и необходимости формировать самостоятельную письменную речь школьников.

В приложении можно увидеть план игры, работы учащихся до и после коррекционной работы, схему анализа детских работ. Скачать приложение >>>

Литература

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-СПб.:ИД"МиМ", 1997.
  2. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
  3. Кукушкина О.И. «Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей», 2004.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин