Особенности психолого-педагогического сопровождения детей специалистами ТОПМПК г. Красноуфимска

Белоусова Елена Михайловна, педагог-психолог Красноуфимской ТОПМПК

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка является одним из приоритетных направлений деятельности в системе современного образования. Расскажем об особенностях осуществления данной деятельности специалистами нашей психолого-медико-педагогической комиссии.

Разрабатывая концепцию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, специалисты нашей ПМПК опирались на общепринятые понятие сопровождения, его основные принципы и необходимые условия. Также были приняты во внимание возможности комиссии и подведомственных территорий, потребности участников образовательного процесса.

Полноценное систематическое сопровождение детей с ОВЗ специалисты ТОПМПК осуществляют только в Красноуфимской СКОШ, так как они входят в состав школьного консилиума (ПМПК является структурным подразделением школы).

В связи с отсутствием у комиссии транспорта и недостатком средств на транспортные расходы; а также настороженным и нередко негативным отношением педагогов из подведомственных территорий к посещению образовательных учреждений (визит специалистов ПМПК с целью отследить динамику у учащихся, прошедших обследование, часто воспринимался как контроль деятельности учителя), специалисты решили сопровождение детей с ОВЗ из других образовательных учреждений осуществлять в большей степени опосредованно, через педагогов и родителей. С этой целью нами используются различные формы и методы работы.

Не секрет, что не все рекомендации, полученные после обследования ребёнка на ПМПК, педагогами и родителями в дальнейшем выполняются. Происходит это по разным причинам – несогласие родителей, отсутствие в школах необходимых специалистов, нехватка мест в коррекционных образовательных учреждениях. Для того, чтобы в полной мере владеть информацией по данным вопросам, нами в соглашение с территориями, заключаемое ежегодно, в раздел «Обязанности сторон» включен пункт, согласно которому территории информируют специалистов ПМПК о выполнении или невыполнении рекомендаций комиссии относительно каждого ребёнка. Эти сведения помогают специалистам комиссии увидеть проблемное поле педагогов различных территорий, дают основание планировать выездные консультации, семинары, практикумы. Примерная тематика семинаров в начале учебного года рассылается по территориям; на основании заявок, получаемых комиссией из территорий, планируется их точное количество и тема. В среднем специалисты ТОПМПК проводят три выездных семинара в течение учебного года по различным проблемам (например, «Статус ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников: возможности психолого-педагогической коррекции», «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ», «Дети с особенностями в развитии эмоционально – волевой сферы (гиперактивные, агрессивные, тревожные)» и другие).

Известно, что одним из главных специалистов в системе сопровождения детей с ОВЗ является педагог-психолог: именно к нему обращаются, когда возникли трудности, когда ситуация вышла из-под контроля; именно он часто является в образовательном учреждении «истиной в последней инстанции» и вынужден «разруливать» сложные вопросы. Однако психолог – не волшебник, а нередко это молодой и не совсем опытный специалист, которому тоже нужна помощь. Тем более, что в территориях, подведомственных нашей ПМПК, у психологов нет руководителей по профессиональной линии. Поэтому с целью обмена профессиональным опытом и повышения профессиональной компетентности на базе комиссии был организован «Профессиональный клуб» для педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов и видов Артинского, Ачитского, Красноуфимского ГО и ГО Красноуфимск (разработано Положение о Клубе). Клуб работает третий год, ежегодно проводятся 3 встречи. Руководит клубом педагог-психолог ТОПМПК г. Красноуфимск. На встречах в клубе рассматриваются различные вопросы, касающиеся деятельности педагога-психолога (например, «Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ», «Применение различных техник в психокоррекции детей с ОВЗ», «Консультирование родителей детей с ОВЗ и педагогов, работающих с ними»).

Для достижения той же цели на официальном сайте Красноуфимской ТОПМПК в разделе «форум» была создана мультимедийная интегративная супервизионная группа (имеется Положение). Любой психолог – участник данной группы может попросить совета у коллег по беспокоящей его профессиональной проблеме или высказать своё мнение, дать совет другому психологу.

Кроме перечисленных, используем и другие формы работы с участниками образовательного процесса. Так, специалистами ПМПК (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом) проводятся коррекционно-развивающие занятия с теми детьми, по поводу которых обратились родители или педагоги, индивидуальные консультации для педагогов, родителей, подростков. Специалисты систематически (раз в месяц) выпускают информационные материалы для родителей и педагогов (буклеты, бюллетени, памятки), которые они могут взять при посещении комиссии. Такая же информация размещается на официальном сайте.

Красноуфимская ТОПМПК сотрудничает со средствами массовой информации: раз в квартал статьи специалистов по вопросам воспитания, обучения и развития детей печатаются в городских газетах «Городок», «Знак вопроса». Например, в 2010-2011 учебном году вышли статьи «То ли ещё будет, или как помочь первоклашке», «Я кому сказала, или что делать, если ваш ребёнок не слушается», «Обмани меня, или что делать, если ребёнок обманывает» и «В школу пора?».

На наш взгляд, используемые нами средства приносят ощутимые положительные результаты; хотя, конечно, для оказания эффективной помощи детям с ОВЗ необходимо применение методов, имеющих большую направленность на конкретного ребёнка.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин