Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59"
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, у которых наблюдаются нарушения устной и письменной речи. У детей плохо автоматизируются в речи поставленные звуки, они нечетко произносят гласные звуки, речь их бывает невнятной. У них наблюдается замедленный или ускоренный темп речи. Дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Все эти недостатки устной речи отражаются на письме. У учащихся часто наблюдаются дисграфические и орфографические ошибки.
Существует множество методик и способов преодоления данных недостатков речи у детей. Сегодня хочу поделиться одним из приемов – работой со скороговорками.
Скороговорки помогают формировать речемыслительную деятельность детей, обогащают и уточняют их словарный запас, улучшают понимание речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка, помогают качественно улучшить чтение и письмо, закрепить в речи поставленные звуки. Они помогают почувствовать красоту родного языка, развивают образность речи.
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает такие задачи, как:
- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи, чтения и письма;
- развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности и фантазии, творческих способностей, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного, расширять представление о добре, правде, красоте.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Несмотря на то, что скороговорки должны читаться быстро, они учат ребенка, регулировать темп речи, произнося фразы четко, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно для школьника. Когда учитель выдает много различной информации, дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают, запоминать. При этом развивается слуховое внимание и память школьников.
Как мы работаем над скороговорками?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии речи.
Итак, проделываем всё пошагово:
На первом занятии логопед произносит скороговорку и объясняет детям значение каждого слова. Затем школьники сами прочитывают скороговорку, а логопед следит за правильностью чтения и проговариванием всех звуков. Далее ученики под руководством логопеда ставят в словах ударение и делят слова на слоги. Затем они прохлопывают и протопывают (отстукивают ритм ногами) скороговорку, отделяя хлопками каждый слог. После этого ученики берут в руки карандаш или палочку и, работая только пальчиками руки, отстукивают ритм скороговорки. Такое многократное повторение скороговорки способствует первичному ее запоминанию.
На втором занятии ученики вспоминают изученную скороговорку, сами объясняют её смысл, а затем опять ставят ударение во всех словах, делят слова на слоги и прохлопывают, протопывают и простукивают скороговорку карандашом. Далее ученики списывают скороговорку в тетрадь, и письменный текст снова делят на слоги и ставят в словах ударение. Затем проверяют свою работу по предыдущему занятию.
На третьем занятии все эти действия повторяются снова. Только ученики уже не списывают скороговорку, а пишут её под диктовку логопеда. Затем также ставят в словах ударение и делят слова на слоги и проверяют свою работу по предыдущему занятию.
На четвёртом занятии дети устно повторяют все действия со скороговоркой, а затем пишут её по памяти, ставят в словах ударение и делят слова на слоги и проверяют свою работу по предыдущему занятию.
На пятом занятии ученики работают со скороговоркой только устно, с применением компьютерной программы "Видимая речь", которая позволяет поработать над интонационной стороной речи ребенка. Дети вспоминают скороговорку, а затем произносят её: то громко, то тихо; то медленно, то быстро; утвердительно, вопросительно, грустно и радостно, задумчиво, напевая, разными голосами. При этом программа позволяет записывать и прослушивать речь ребенка. Детям с моторной алалией очень тяжело даётся заучивание стихов, а такой вид работы учит их слышать ритм и развивает слуховую память.
Таким образом, дети в течение всей недели работают над одной и той же скороговоркой. На занятии эта работа занимает от 3 до 5 минут. Ежедневной работе помогает и тот факт, что текст этой скороговорки помещается в речевой уголок в классе и находится у детей перед глазами в течение всего дня. Ребенок может подойти и повторить её в любое время.
Результатом такой кропотливой работы является улучшение устной и письменной речи учащихся. Речь их становится более упорядоченной, звуки автоматизируются, темп речи налаживается; обогащается словарный запас; дети начинают грамотней писать, уменьшается количество ошибок при письме на пропуск и перестановку букв, детям легче ставить ударение в словах.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Однако логопед подбирает для каждой группы детей свои скороговорки, в зависимости от возможностей учащихся.
Сегодня вы прочитали лишь один из приемов комплексной работы над устной и письменной речью в условиях школы. У каждого логопеда таких приемов великое множество. Давайте делиться ими, и наша работа станет еще результативней и интересней!
Источники
- Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет.- СПб.: Лань, 1997.- 224 с. Как научить ребенка говорить, читать и думать.- СПб: МиМ,1999.-48 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-СПб.:ИД"МиМ", 1997.
- Корнев А.Н., Старосельская Н.Е.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: ВЛАДОС,1995.- 256 с.
- http://allforchildren.ru/ - все для детей
- http://diktory.com/skorogovorki.html - дикторы
- http://govor.yaxy.ru/ - скороговорки
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал
- http://malutka.net/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi - сайт для родителей Малютка
- http://playroom.com.ru/skorog.php - детский игровой портал Playroom
- http://riddle-middle.ru/skorogovorki/ - Ридл-мидл
- http://skorogovor.ru/ - Скороговорки для развития речи и не только
- http://www.chertyaka.ru/ - детский сайт PUZIRKI