Борисова Татьяна Григорьевна,учитель-логопед, Асбестовская СКОШИ
Компилятивная программа по формированию устной речи и развитию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость, грубое нарушение речи, составлена с учетом нормативно-правовой базы, их психофизических и интеллектуальных возможностей. Ученики ничего не знают о себе, об окружающем мире, предметах, явлениях. Деятельность их хаотична и нецеленаправленна. Поведение таких детей принято считать неадекватным. Контакт возможен на уровне присутствия ребенка в кабинете. Это «неречевые дети» с диагнозом «моторная алалия». Программа отражает принцип коррекционной направленности и имеет линейно-концентрированное расположение материала. Одновременно с формированием речи и познавательной деятельности предусматривается работа по развитию психологических процессов, общей, мелкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве и времени.
Цели и задачи:
- Формирование на элементарном уровне познавательных способностей.
- Формирование предпосылок к активной речи.
Задачи:
- Развивать на элементарном уровне с опорой на картинки и реальные предметы пассивный словарь ребенка.
- Развивать на элементарном уровне мелкую моторику рук.
- Развивать на элементарном уровне процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Повышать мотивацию ребенка на занятиях.
Планируемый результат:
- Минимальные качественные сдвиги в развитии пассивного словаря.
- Минимальные качественные сдвиги в развитии моторики рук и общей моторики.
- Минимальные качественные сдвиги в развитии психических функций.
- Минимальные качественные сдвиги в активном словаре.
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов | Дата | Развитие познавательной деятельности | Лингвистическая база речи |
Развитие мелкой, общей моторики, артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве и времени |
Психологическая база речи |
лексика | |||||||
1. | Обследование речи. Установление контакта ребенком, с семьей. | Знакомство. Наблюдение за деятельностью. Выявление возможностей к какой-либо деятельности. |
Выявление речевых возможностей. | Выявление возможностей моторики,ориентировки в пространстве и времени. | Выявление состояния психологической базы речи. | ||
2. | Развитие понимания речи через манипуляцию с яркими и красивыми игрушками. |
Формирование интереса к окружающему и мотивирование на занятия через организацию игровой деятельности, манипуляцию с игрушками. |
Игрушки: кукла, машинка, мячик, кубики. |
Шнуровка, прищепки, развитие элементарных артикуляционных движений (открывание, закрывание, показ языка, трубочка). |
Развитие целенаправленного внимания, мышления, памяти. | ||
3. |
Развитие понимания речи через игровую деятельность: складывание пирамидок, работа с мозаикой, работа с конструктором |
Складывание пирамидок, работа с мозаикой, конструктором по образцу совместно с логопедом. Показ красочных игрушек разных по величине, цвету,форме. Продолжение формирования интереса ребенка к окружающему через предметную деятельность. Продолжение знакомства с основными цветами (красный,синий, а также желтый, зеленый. |
Развитие понимания простейших инструкций;развитие устанавливания связей между словом и предметом. Знакомство с названиями предметов и действиями с ними. Вызывание звуков речи: лепет,подражание по слогам, произнесение отдельных звуков.Расширение запаса понимаемых слов. |
Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие общей моторики с элементами ориентировки в пространстве (катание мяча, машинки вперед, назад и т.д.) Развитие артикуляционной моторики. Вызывание гласных звуков. Девочка плачет а, а, а. У мальчика болит пальчик ..О О О. |
Развитие слухового внимания к звукам и интонации. Формирование эмоционально-волевой сферы. Продолжение формирования эмоционально-волевых усилий в ходе игровой деятельности. Через соблюдение правил поведения на занятии. |
||
4. | Развитие понимания речи через знакомство с собой. | Знакомство и уточнение знаний о себе(показ частей тела на себе, на кукле. На картинке). | Участие ребенка в пассивном диалоге (показ совместно с логопедом частей тела...). | Пальчиковая гимнастика с использованием различных потешек. Сбор и сортировка мелких предметов, Складывание кубиков. | Развитие эмоционального отклика в ходе игровой деятельности (выражения радости, сострадания, страха). |
||
5. | Развитие понимания речи через знакомство с семьей. | Узнавание по фотографии близких (мама, папа, бабушка, брат и т.д.). Продолжение знакомства с основными цветами. | Введение в активную речь звукоподражаний, лепетных слов. Использование игр "Ладушки", "Сорока-белобока». |
Развитие общей моторики с элементами ориентировки в пространстве (ходьба вперед, вверх, в стороны). |
Формирование всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной). |