Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Цель: научить различать элементы букв "б"-"д", укрепить связи между звуком и буквой.
Задачи урока:
- образовательная: формировать умение дифференцировать буквы б-д изолированно, в слогах, словах, предложениях, соотносить эти буквы с символами и звуками;
- коррекционно-развивающая: развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного шрифта, развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом, развитие пространственных и кинетических представлений путем выполнения анализа и синтеза элементов букв рукописного шрифта, развитие координации движений при выполнении физкультминутки, развитие мелкой моторики при выполнении пальчиковой гимнастики;
- воспитательная: воспитывать самостоятельность, ценностное отношение к учебному труду, к здоровью.
Планируемый результат:
- Учащиеся освоят способы дифференциации на письме рукописных строчных букв б-д
- Укрепят связи между звуком и буквой
- Поработают над развитием кинетических представлений
- Закрепят навыки чтения слогов с дифференцируемыми буквами
- Поработают над развитием словесно-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, слуховой памяти, фонематического восприятия
Предмет Тема Класс |
Методы |
Тип и вид урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Система средств обучения |
|||
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||||
«логопедия» «дифференциация строчных рукописных букв б-д»
|
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, деятельностный |
Сообщения новых знаний |
Смыслообразование, ценностное отношение к здоровью, учебному труду |
Целеполагание, выполнение пробного учебного действия, волевая саморегуляция контроль в форме сличения результата с его эталоном, прогнозирование |
анализ, синтез, сравнение, использование знаково-символических действий, классификация, умение структурировать знания, |
Учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами взаимодействия. |
Индивидуальная работа. Работа в парах. Работа с картинками и схемами. Работа с пластилином. Физические упражнения. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях.
|
Предметные картинки, элементы букв, слоговые таблицы, настольные зеркала, карточки с заданиями, рабочие тетради. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Загадывает загадки о дятле и белке, просит выделить в слове-отгадке первый звук. Задает вопросы. Стимулирует детей помочь белке и дятлу расшифровать сообщения. |
Отгадывают загадки, проводят звуковой анализ, отвечают на вопросы учителя.
|
Личностные (смыслообразование) Регулятивные (целеполагание Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества Познавательные (анализ) |
|
Дает подробную характеристику звука с опорой на картинки и символы.
|
Слушают объяснение, запоминают и повторяют с опорой на зеркала и схемы. Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки. |
Познавательные (анализ, синтез, сравнение) Регулятивные (выполнение пробного учебного действия) |
|
Задаёт вопросы об обозначении звуков буквами. Дает задание:
|
Отвечают на вопросы. Проводят анализ элементов букв. Соотносят вид букв с профилем белки и дятла. Обводят буквы, собирают из элементов, лепят из пластилина. Читают слоговые таблицы.
|
Регулятивные (волевая саморегуляция) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Познавательные (анализ, синтез, сравнение)
|
минутка. |
Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления. |
Выполняют упражнения для снятия утомления. |
Личностные (ценностное отношение к здоровью) Регулятивные (волевая саморегуляция) |
|
Активизирует учащихся к составлению алгоритма по дифференциации букв. |
Формулируют алгоритм по дифференциации букв. |
Регулятивные (целеполагание)
|
|
Организовывает новый способ действия в знаках. |
Дописывают элементы букв с комментированием: если точка вверху, над овалом – буква «б» - белка, если точка внизу, под овалом – буква «д» - дятел, (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях). Вставляют пропущенные буквы в словах, составляют из слов предложения. |
Познавательные (использование знаково-символических действий) |
Пальчиковая гимнастика |
Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления и развития мелкой моторики. |
Выполняют упражнения для снятия утомления. |
Личностные (ценностное отношение к здоровью) Регулятивные (волевая саморегуляция) |
|
Организовывает соотнесение работы с эталоном для взаимопроверки. |
Проводят взаи мопроверку составленных предложений, записывают их в тетрадь. |
Регулятивные (контроль в форме сличения результата с его эталоном) |
|
Загадывает загадки. Организовывает повторение учебного содержания. |
Отгадывают загадки, классифицируют слова-отгадки по наличию звука. Записывают их в тетрадь, обводят изучаемые буквы. |
Познавательные ( классификация) |
|
Просит детей подвести итог занятия ( какие буквы учились дифференцировать, какой алгоритм поможет при выборе букв)
|
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Называют алгоритм при выборе букв. |
Регулятивные (прогнозирование) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Познавательные (умение структурировать знания) |