Кох Светлана Сергеевна, учитель-дефектолог, МБОУ СКОШ №15, Березники (Пермский край)
Береги время.
Луций Анней Сенека.
Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. От того как дети научаться регулировать и планировать свою деятельность во времени зависит развитие таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.
У детей младшего школьного возраста с ОВЗ при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени.
Проект "Берегите время" рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста и был реализован в МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида в 2012-2013 году. В проекте систематизирована и представлена работа по формированию представлений о времени у детей младшего школьного возраста.
Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Данный проект долгосрочный (срок реализации 1 год).
Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель и учащиеся 1 "б" класса, родители.
Основная идея проекта заключается в системе комплексной коррекционно-развивающей работы всех участников образовательного процесса по данной теме - это ведет к тому, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.
Проект включает в себя: конспекты занятий по формированию представлений о времени, презентации, дидактические игры, стихи и пословицы, поговорки по теме "Время. Часы.", консультации, как для учителей, так и для родителей. Материал проекта подходит педагогам-психологам, дефектологам и логопедам, работающим в общеобразовательных и коррекционных школах, коррекционно-развивающих центрах, а также может быть использован и родителями.
Цель проекта: формирование и развитие у младших школьников с ОВЗ пространственно-временных представлений.
Задачи:
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Развитие ВПФ.
- Развитие познавательной сферы.
- Формирование и развитие пространственно-временных представлений.
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
- Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
- Формирование умения решать творческие задачи.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить вопросы; давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, выделять существенное и главное.
Этапы проекта: исследовательский, практический, игровой, творческий.
Планируемый результат - приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Развитие понимания детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Динамика в развитии пространственно-временных представлений.