Особенности организации психолого- педагогического сопровождения в детском саду общеразвивающего вида в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Рупышева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад комбинированного вида "Гармония", д/с №51 "Лесовичок", Новоуральск

Адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки воспитанников заявлена как принцип государственной политики в ФЗ «Об образовании в РФ». Изменения касаются всех уровней педагогической деятельности, в центре которой является природосообразное развитие каждого ребёнка независимо от его индивидуальных возможностей. Поэтому в условиях детского сада общеразвивающего вида особое значение придается организации психолого-педагогического сопровождения детей: с одной стороны - для оказания им помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования через определение для них индивидуального маршрута развития, с другой стороны - для создания специальных условий для наблюдения и определения группы детей, которым возможно оказание узкой квалифицированной специальной помощи только в условиях детских садов компенсирующего вида.

онтингент детей с особыми образовательными потребностями, посещающих детский сад общеразвивающего вида, неоднороден по своему составу, поэтому необходимо говорить о дифференциации и об индивидуализации коррекционно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом, как реализации особых образовательных потребностей воспитанников, связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, как создание особых условий для отдельных категорий детей для выравнивания их стартовых возможностей при переходе на следующий уровень образования.

Трудности, с которыми сталкиваются педагоги и специалисты при организации коррекционно-образовательного процесса в условиях детского сада общеразвивающего вида, связаны прежде всего с отсутствием единого подхода к организации психолого-педагогического сопровождения и ведению документации, а так же различными кадровыми условиями в каждом детском саду. С целью решения данной проблемы, в нашем детском саду мы выделили «группы риска» детей по различным основаниям, их оказалось 4 (дети с трудностями освоения ООП ДО, дети - инвалиды, дети, оставшиеся в д/с после ПМПК, дети с речевой патологией), для определения индивидуальной траектории развития для каждого ребенка.

Основным документом, отражающим содержание и мониторинг динамики развития детей с трудностями освоения Образовательной программы (ОП) является индивидуальный образовательный маршрут воспитанника детского сада. Он представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями своего развития и способностями, рассматривается как тот подход, который отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько специфические для ребенка способы деятельности, с помощью которых он продвигается в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника детского сада заполняется специалистами 2 раза в год после заседания Совета специалистов, на котором, в ходе коллегиального решения были определены дети «группы риска». С планом работы и результатами, в том числе промежуточными, знакомят родителей, законных представителей.

Особое внимание при организации коррекционно - образовательной работы в детском саду следует уделять детям-инвалидам, испытывающим трудности в социализации в среде сверстников, а так же в освоении Программы. Задачи психолого-педагогической работы по формированию социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка будут решаться через реализацию спроектированной специалистами и педагогами детского сада индивидуальной образовательной программы, которая определяет собой систему деятельности по выявлению особых образовательных потребностей и определению коррекционных, развивающих мероприятий, направленных на достижение результата образования, соответствующего индивидуальным возможностям, способностям и потребностям ребёнка с ОВЗ.

Иногда, по каким-либо причинам, ребёнок, который прошёл и имеет заключение ПМПК, остаётся в детском саду общеразвивающего вида. Эти дети осваивают Программу детского сада, но за их развитием ведется наблюдение специалистами и заполняется индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта). Она отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года, а так же предлагает программу комплексного сопровождения развития воспитанника в период его пребывания в детском саду. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) воспитанника после каждого диагностического обследования специалистами детского сада. Она выдается родителям при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении образования в данном образовательном учреждении.

Одной из форм оказания помощи детям с нарушениями устной речи, в условиях детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия с учителем-логопедом на логопедическом пункте. В начале учебного года логопед обследует всех детей детского сада, заносит данные в протоколы экспресс-диагностики речевого развития на каждого ребёнка. По результатам входной диагностики выделяется группа детей, имеющих наибольшие трудности в речевом развитии. Результаты диагностики выносятся на заседание Совета специалистов, на котором принимается решение о зачислении детей, имеющих трудности по освоению образовательной области «Речевое развитие» на логопункт. Логопед заполняет речевую карту учёта коррекции (или) компенсации речевого дефекта.

Индивидуализация образовательного процесса является основным здоровьесберегающим условием, что в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья воспитанников детского сада. Постоянный педагогический мониторинг индивидуальных достижений ребенка позволяет оказывать ему своевременную помощь в образовательном процессе.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин