Устранение дискалькулии

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний младший школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность, приводит к нарушению письма (дисграфия, дизорфография) и счёта - дискалькулии.

Дискалькулия - заболевания психологического характера. Это неспособность ребёнка овладеть навыками счёта. Взрослым необходимо во время распознать заболевание и оказать соответствующую помощь. Иначе ребенку будет трудно расти в современном обществе.

Основные причины дискалькулии.

  1. Различные проявления фобий, в частности математической. Ребенок школьного возраста, не усвоив какое-либо математическое действие, самостоятельно разобраться с ним не смог. Он будет постоянно себе внушать, что у него ничего не получиться. Отсюда возникает негатив к математике и как следствие фобия. Он не будет даже пытаться решить самое легкое задание. Полностью замыкается в себе.
  2. Нарушение зрительной памяти - не способность полностью обрабатывать информацию с помощью зрительного анализатора. В такой ситуации дети не могут визуально представить условие задачи, как следствие, неправильное решение. Параллельно с этим страдает правописание, и наблюдаются проблемы с почерком.
  3. Неправильная постановка последовательных действий. Дети не могут запомнить факты или применить правильно математические формулы. Такие нарушения ведут к нарушениям чтения и правописания.
  4. Нарушение речевого развития у ребенка. Неправильная речь является основным фактором проявление дискалькулии в детском возрасте. Поэтому необходимо на ранних стадиях обнаружить проблемы и помочь ребенку.

Основные признаки проявления дискалькулии:

  1. Ребенок не запоминает числа (ни на слух, ни визуально).
  2. Вызывает затруднение работа со сложными числами (сложение, вычитание, умножение или деление).
  3. Ребенок затрудняется сравнить количество предметов.
  4. Не запоминает условие задачи, не может четко спланировать алгоритм решения задачи.
  5. Возникают затруднения в понятии смысла арифметических действий (не правильно складывает их).
  6. Не может запомнить математические определения, формулы, таблицу умножения.
  7. Не умеет правильно организовать свободное время. Все это приводит к негативному взгляду на учебу в целом. В конечном счете, ребенок не усваивает школьный материал и становится не приспособленным к жизни в социуме.

Коррекция дискалькулии у обучающихся младшего школьного возраста.

Для устранения данной проблемы необходимо взаимное сотрудничество логопеда, психолога, психиатра, невролога, педиатра. Данное лечение должно сопровождаться медикаментозным вмешательством, только в таком сочетании действий, можно придти к положительному результату. Смысл такого лечения заключается в направлении действий на активизацию мозговой деятельности.
Логопедические занятия строятся сначала по индивидуальному плану, а затем постепенно переходят в групповое направление. Занятия направлены на формирование таких понятий как состав числа, устный счет, развитие мышления, на правильное составление математических действий и организацию своего распорядка дня.

В момент коррекции внимание уделяется счетным операциям . Формирование данных навыков осуществляется с учетом определенных этапов:

  • Решение математических задач с реальными событиями, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Он должен хорошо быть знаком с предметами и действиями, совершаемыми с ними. Допустим действия в магазине, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество членов семьи и так далее.
  • Речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.
  • Постепенное формирование абстрактного мышления за счет использования дополнительного материала путем его развешивания в виде схем, алгоритмов, памяток, которые будут постоянно напоминать, как выполнить правильно задание. Постоянное обращение к ним приводит к непроизвольному запоминанию.
  • Уменьшение речевого проговаривания вслух своих действий. Умение все сопоставлять мысленно.
  • Переход математического действия в навык. Который постепенно закрепляется и сохраняется.

Дискалькулия у младших школьников может быть скорректирована путем профилактических действий. Прежде всего, необходимо создавать предпосылки для формирования математических умений. Они развиваются в процессе развития высшей нервной деятельности (восприятие, речь, мышление, воля, память). Должна соблюдаться некая иерархичность. То есть, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память). Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, которые направлены на закрепление результата.

Для лечения и коррекции дискалькулии упражнения являются самым эффективным способом:

  1. Развитие пальцевого восприятия. С самых ранних лет необходимо проводить устный счет на пальцах. Ребенку дается задание посчитать свои пальчики. Если ребенок развивается хорошо, то для него это не составит труда. Страдающий, дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами учителя.
  2. Развитие зрительного восприятия:
    1. нахождение геометрических фигур;
    2. сбор пазлов;
    3. классификация фигур по нескольким признакам;
    4. ориентирование в пространстве с использованием слова;
    5. имитация различных действий;
    6. работа с рисунками: найди лишнего, дорисуй картинку, пройди по лабиринту;
    7. передача образа на лист бумаги по словесной инструкции.
  3. Развитие последовательных функций.
    1. Зрительное восприятие;
    2. Образное восприятие;
    3. Умение классифицировать предметы;
    4. Речеслуховое восприятие - выполнение заданий воспринимающихся на слух, повторение и имитация различных звуков.
    5. Игровые упражнения для развития познавательных функций: "Дорисуй рисунок", "Сложи рисунок из трех фигур", "Подбери размер и форму", "Сделай, так как я", "Проведи зарядку", "Напой мелодию", "Расставь правильно числа в ряд", "Найди ошибку в ряде чисел".
  4. Развитие количественных представлений при диагнозе "дискалькулия":
    1. Научить автоматически воспринимать на глаз предметов в количестве пяти штук. Они могут быть изображены на рисунке или являться натуральными объектами. Главное, чтобы они имел разную расцветку и форму;
    2. Учить сравнивать предметы по их количеству, где больше, равно или меньше, по форме, цвету. Главное все действия проговаривать вслух.
    3. Учить измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой, определять размеры на глаз.
      Эти упражнения можно использовать как для профилактики, так и для коррекции заболевания – дискалькулия у детей. К сожалению, современные способы лечения еще не совершенны, так как данный диагноз еще не достаточно хорошо изучен. В настоящее время пытаются разработать специальные компьютерные программы для коррекции. Но они, как правило, односторонние, корректируют только область, отвечающую за сравнение чисел.
  5. Для устранения математических трудностей ребенку можно предложить следующий алгоритм действий.
    1. Как можно лучше мысленно представить задачу. Можно нарисовать рисунок с конкретными действиями и предметами.
    2. Внимательно рассмотреть всю визуальную информацию, которую несет задача.
    3. Вслух прочитать задачу и внимательно вдуматься в условие.
    4. Можно попросить образец решения.
    5. Провести аналогию с жизненной ситуацией, где можно применить те же действия, что и в задаче.
    6. Больше времени нужно уделять заучиванию формул, правил.Эти не сложные действия помогут ребенку концентрироваться на задаче и правильно ее решить. Работа по коррекции должна быть комплексной. Она должна корректировать познавательные функции организма и параллельно формирование счетных операций. Особое внимание стоит уделять образованию чисел, последовательности чисел в числовом ряду, составу чисел, прямому обратному счету, решение задач с одним неизвестным, четкому алгоритму решения задачи.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Дискалькулия.ppt)Дискалькулия.ppt1452 Кб

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин