Дунаева Светлана Владимировна, социальный педагог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как никогда необходима помощь в разъяснении их прав и возможностей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. Поэтому важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение, учитывая, что основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.
Просвещение родителей в рамках проекта ФГОС осуществляется в нескольких направлениях.
Сопровождение родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, через родительские собрания и консультации, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями. Известно, что сейчас очень изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Данное направление может в себя включать различные формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, дискуссии (проблемы и их решение), круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, решение психолого-педагогических задач, психологические игры, тренинги для родителей. Как показывает опыт, одной из действенных форм сопровождения является практикум. Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Следующее направление – это массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
- участие родителей в конкурсах, выставках, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе, школе;
- совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.
Проведение открытых мероприятий для родителей.
Привлечение родителей к управлению образовательной организацией, образовательным процессом:
- организация деятельности Родительского комитета;создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
- беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
- ознакомление родительской общественности с Уставом школы.
На мой взгляд, на сегодняшний день одну из самых значимых ролей в информационном просвещении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, который включает информационные рубрики для родителей:
- форумы для обсуждения, где родители могут пообщаться и узнать для себя что-то новое, не выходя из дома, с работы (актуально для родителей, не располагающих свободным временем);
- полезные ссылки (введение электронного дневника: объявления, сайт класса, новости школы и класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
- материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности).
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия учителя, социального педагога, иных специалистов с родителями учеников, имеющих ОВЗ, ставят одну общую цель – ознакомить родителей с основными положениями ФГОС и сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Таким образом, введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.
Литература:
- Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.
- Обычные семьи, особые дети. Селигман М., Дарлинг Р. М.: Теревинф, 2007.
- Осипова М. П. Работа с родителями. Минск: УП "Экоперспектива", 2003.
- Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии, № 5, 1998