Мельникова Светлана Михайловна, учитель ИЗО и черчения, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Технологические этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Приемы и методы |
I.Этап оранизации урока Создание дружелюбной обстановки. Проверки готовности к уроку. -актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа ведется в группах.
III. Актуализация знаний. Осмысление содержания:
- проверка понимания;
Физкультминутка
- проверка знаний, закрепление.
-корректировка учеником таблицы IV. Закрепление знаний в практической работе
V.Рефлексия.
VI. Домашнее задание
|
Вводная беседа. - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие дети! Я начинаю сегодняшний урок со строк из стихотворения Н.Заболоцкого: - Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. - Как вы думаете почему я взяла эти строки? - Все верно, в этой четверти мы учились рисовать человека, изучали его пропорции, изучали виды портретов. Показ интерактивной презентации. СЛАЙД 1 (Открывается тема четверти) - Давайте вспомним, что такое портрет? - Как называется картина человека, написавшего свой портрет? (Демонстрация картин художников) - Если на картине изображены несколько человек, то как называется этот портрет?
- Ученик должен определить к каким видам искусства относятся эти картины? (перемещая объект по экрану)
СЛАЙД № 2 Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.
Посмотрите сейчас, дети, на следующий слайд. Что необычного вы здесь увидели? Чем эти изображения рисунки отличаются от портретов? В портретах достаточно точно художник передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические. - Гляда на изображения этих людей, что мы можем о них сказать? Да, они добрые или злые. То есть сатирический жанр может быть разным!
Тема нашего урока «Сатирические образы человека» (Открывается шторка) В этих изображениях, сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические. Появляется такое понятие как сатирический жанр в изобразительном искусстве. Слово сатира, ребята, пришло из литературы, вы с ним уже знакомы. Сатира-это отличительное литературное произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток человека. СЛАЙД №3 - Какие произведения вы изучали на уроках литературы, где прослеживается сатира? -В каком образе представлены люди в баснях? Что высмеивают писатели в своих рассказах? - Зачем нужен сатирический жанр? Кстати, рисунки к басням Крылова нарисовал художник-иллюстратор Е.М.Рачев. Таким образом, поэт и художник передают юмористический, сатирический жанр своими инструментами, свои приемы художественного преувеличения. Запрос цели: Как вы думаете, что нам сегодня надо узнать? -Узнать о разновидностях сатирического жанра и приемах художественного преувеличения. (на СЛАЙДЕ № 4 вытаскивается цель урока) Давайте попробуем догадаться - Какие вы знаете разновидности сатирического жанра? - Чем они отличаются? Какими изобразительными приемами? Самостоятельная работа в микрогруппах над «Деревом понятий» СЛАЙД № 5,6
Задание: Заполните таблицу « Сатирический жанр», используя карточку со словарем и свои знания из жизни. Дается 5 минут. Учебник стр.116. А теперь отложите на время свои таблицы и посмотрите дальше презентацию, сравнивайте свои знания с новыми и по ходу корректируйте, вносите изменения в свои таблицы. СЛАЙД № 7. Итак, Из истории сатирического жанра. Карикатура. «Смешное убивает», - говорят французы. - Что такое карикатура? Обратимся к словарю СЛАЙД №7 Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - перегружать, преувеличивать), - рисунок, высмеивающий негативное явление жизни или человека с помощью преувеличения отрицательных черт. Изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Карикатурные наброски часто рисовал Леонардо да Винчи. Он был очень наблюдательным, талантливым человеком. СЛАЙД № 8. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции. Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу СЛАЙД № 9 «Законодательное чрево». - Что видим? Почему художник так изобразил людей? СЛАЙД № 10 Онере Домье в карикатура на короля Луи Филиппа шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля довел изображение до обыкновенной груши! Как же был взбешен и разгневан король, когда увидел эти карикатуры. СЛАЙД №11 В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Самые известные в то время были Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага . СЛАЙД № 12. Кукрыниксы. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах. Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу. - Что же такое карикатура и какова её цель, что она раскрывает? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества). Добавьте в таблицу, если вы что-то не знали, не вписали. ( Открыть шторку для проверки) Используется прием усиления , преувеличения реальных пропорций: длинное становится еще длиннее, широкое -еще шире, острое - еще острее, а круглое превращается в шар. В карикатуре недопустима усложненность, все должно быть просто для восприятия.
СЛАЙД № 13 Многие ваши родственники читали раньше журнал «Крокодил», где печатали свои работы советские художники ( Ефимов Б.Е. идр.) СЛАЙД № 14 Другая форма сатирического жанра – шарж. Что такое шарж? Где используется? Обратимся к словарю СЛАЙД № 15 СЛАЙД № 16 Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж. Главное правило соблюдать чувство меры, чувство правды, чтобы не обидеть человека. Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться, находя главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть тонко и тактично при изображении человека (литературного персонажа) в юмористическом решении. СЛАЙД № 17-19 Угадайте кто изображен? - Пожалуйста, встаньте. Потянитесь, потянитесь. (Руки вверх тянутся) Наклонитесь, наклонитесь.(Руки поднятые вверх наклоняем в стороны) И друг другу улыбнитесь! (повороты головой с улыбкой) Смех продлевает жизнь! Ученые выяснили, что при улыбке задействуется меньше мышц, чем когда мы хмуримся и принимаем грозный вид. По данным исследователей, в улыбке участвуют 17 мышц, а в хмуром лице - 43 мышцы. Садитесь. - Как вы считаете, дети, справились ли мы с целью нашего урока? Узнать о разновидностях сатирического жанра и приемах художественного преувеличения. 1.Что общего между карикатурой и шаржем? 2.Какова цель карикатуры? 3.Чем отличается шарж от карикатуры? 4. После просмотра презентации вы узнали что-то новое?
СЛАЙД № 20. Проверяют таблицу.
Творческое задание: Выполнить: дружеский шарж на товарища или автошарж; шарж на литературного героя; перерисовать шарж с учебника (стр. 116-119) или наглядного материала. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы.
Вот время работы звучит музыка И.С.Баха «Шутка», на столе лист с пропорциями лица Самооценивание. Оцени свою работу, ответив на вопросы: Ребята, что вам понравилось в вашей работе? Что лучше всего удалось? В итоге получилось то, что задумывали изначально? Смогли ли вы передать то, что хотели? Как вы себя чувствовали в роли художников - карикатуристов? Работая над шаржами, с какими вы столкнулись трудностями? Внизу рисунка нарисуйте смайлик.
Выставка работ учащихся. По окончании работы – расскажи о своей работе. Вывешиваем рисунки на доску. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы.
Заключительное слово. Учитель. Мне приятно было убедиться в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно, неоскорбительно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их. Подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания; Индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов.
|
Дети отвечают на поставленные вопросы.
- На уроках мы изучали какие бывают портреты, учились рисовать человека. - тема четверти «Портрет»
- Портрет- это жанр изобразительного искусства, цель которого передать внешний облик конкретного, реального человека или существующего в прошлом (а через облик передать внутренний мир) Автопортрет - Групповой портрет.
Один ребенок выходит к доске и выполняет задание. (Клонирование понятий живопись, графика, скульптура)
Отвечают на вопросы учителя. - Изображения смешные, нарисованы карандашом.
- Одни изображения добрые, другие злые
- басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Осел и соловей» и др. - в образе животных. - рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», высмеивается в людях общественное неравенство, трусость и т.д.
Обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и задачи при обсуждении в парах - О сатирическом жанре. -Познакомиться с сатирическим жанром портрета в изобразительном искусстве, какие виды бывают и чем отличаются. -Узнать о приемах художественного преувеличения и разновидностях сатирического жанра.
Карикатура и шарж. Карикатура обидная. Шарж смешной и добрый.
Ребята работают в группах по 2 человека, читают, разбирают понятия, анализируют и заполняют таблицу.
Ребята слушают, запоминают, анализируют.
- Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества
Отвечают на вопросы, соотносят с таблицей.
Выполняют упражнения.
Ответы учащихся, проверка таблицы
Работа индивидуальная на отдельных листах.
Дети оценивают себя сами, в зависимости от работы на уроке (По рефлексивным вопросам)
Запись в дневник. Уборка рабочего места. |
беседа словесный метод. Активный диалог
Наглядный.
Метод контроля.
Активный диалог
Проблемно-поисковый метод
Наглядный.
Беседа
наглядный беседа
Самоконт-роль
Самооценивание
|