Макарова Наталья Федоровна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость.
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.В России по социологическим данным к основной группе здоровья можно отнести не более 14% детского населения, а у остальных 86% детей наблюдаются разной степени выраженности либо функциональные нарушения – 49,9%, либо хронические заболевания – 36,6%.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных универсальных учебных действий. Именно поэтому формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность приобретает особую актуальность. Ведущее место среди инновационных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная и деятельность оказывает наибольшее влияние:
-
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
-
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
-
Навыки оценочной самостоятельности:
- умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
-
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
-
Информационные умения:
- умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт.
-
Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
-
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
-
Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение;
- умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Литература
- А.Б. Воронцов и др. Проектные задачи в начальной школе. / М. : Просвещение, 2011.
- "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами". Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г.