Формирование навыков здорового образа жизни как составляющая часть духовно-нравственного воспитания обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Локтюшина Ираида Геннадьевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург

"В здоровом теле здоровый дух" ( пословица)


Одной из основных задач современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания у учащихся формируются нравственные позиции- готовность к преодолению жизненных испытаний, способность к различению добра и зла; нравственное поведение-проявление духовной рассудительности, доброй воли; нравственные качества- ответственность, гражданственность, патриотизм.

Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников обеспечивает эффективное протекание образовательного процесса через включение ученика в различные виды деятельности, способствующие духовно-нравственному развитию, социализации и индивидуализации личности в соответствии с требованиями, предъявляемые ФГОС. Формирование здорового образа жизни создает оптимальные условия для социальной адаптации младших школьников, воспитывает уважительное отношение к себе и к окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда дети счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими , у детей формируется адекватная самооценка.

Маленький человек, приходящий в школу, чаще теряет здоровье за годы обучения. Если за 4 года начальной школы мы не сумели помочь ребенку, то нарушение соматического здоровья у учащихся начальной школы в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье ( нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности). Реальный путь сохранения детского здоровья –это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.

Все проводимые мероприятия по программе здоровьесбережения создают условия для укрепления физиологического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей, условия для полноценной социализации, индивидуализации личности.

В процессе всей работы Речевом центре у детей с тяжелыми нарушениями речи формируются комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек.

В реализации здоровьесбережения учащихся задействованы все службы школы.

Во второй половине дня деятельность детей организуется в соответствии с расписанием коррекционных занятий , графиком лечебных процедур. В центре работает спортивный зал, тренажерный зал, сенсорная комната. Все учащиеся посещают оздоровительный комплекс, многие посещают бассейн. В режиме дня предусмотрены физминутки, зрительная гимнастика, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.. По показаниям учащиеся проходят общий массаж, массаж лица, физиотерапевтические процедуры. Организовано медицинское обслуживание. В течение года прием ведут отоларинголог, физиотерапевт, терапевт, психиатр, стоматолог.

Воспитательная работа в классе проникает во все виды деятельности младших школьников и строится с учетом сензитивного периода младшего школьного возраста для формирования нравственно-этического сознания и воспитания таких важных качеств личности, как ответственность, трудолюбие, коллективизм и другие. Создаются условия для самореализации в различных видах деятельности.
В классе проводятся часы культуры здоровья, "Уроки доктора Здоровья", "Профилактика вредных привычек", прошли праздники, участниками которых стали ученики всех 4 классов. " Дружба крепкая всем нужна" ( осмысление дружбы, основанной на соблюдении взаимной привязанности и общих интересах, уважении друг друга ,умении признавать свои ошибки, это и забота друг о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен). " Законы улиц и дорог", "А ну-ка девочки", "А ну-ка мальчики" , урок –путешествие "На планете здоровья". Дети после таких мероприятий стали дружнее, внимательнее друг к другу, приветливее, толерантнее. Со второго класса все ученики моего класса с удовольствием вышивают. Много своих работ дети подарили малышам детского сада. А письмо с благодарностью от детского сада поместили в классном уголке.

Сейчас ученики моего класс участвуют в конкурсе рисунков "Мама глазами ребенка". Было решено написать небольшое сочинение про маму. Сколько нежных слов нашли дети для своих мам!

Важным звеном в системе работы по укреплению здоровья младших школьников с тяжелыми нарушениями речи стала просветительская работа с родителями: родительские лектории, Дни открытых дверей (консультации с логопедами, психологами, медицинскими работниками центра), тематические родительские собрания, ежегодные психолого-медико-педагогические консилиумы Традицией стало проведение проведение тематических родительских собраний, совместных спортивных праздников, конкурсов, целью которых является пропаганда здорового образа жизни, культуры здоровья. Все проводимые мероприятия сблизили , объединили взрослых и детей. А родители с удовольствием ходят на собрания.

Таким образом, комплекс проведенных мероприятий способствует формированию всех качеств личности обучающихся, что затрагивает все стороны духовно-нравственного воспитания.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин