Использование элементов театральной деятельности в работе учителя-логопеда

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

В школе работаю с 2008 года на классе для учащихся имеющих тяжёлые речевые нарушения. В этом учебном году работаю на классе с учащимися, имеющими задержку психического развития.

В своей работе использую элементы музыкотерапии, а именно театральную деятельность. Есть результат поэтому хочу поделиться своим опытом в этом направлении. И это просто интересно!

В условиях реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов работы с детьми. Использование игр, театрализованных представлений, праздников как метода и средства воспитания и обучения в педагогической практике не ново.

Театрализацию используют при ознакомлении детей с миром музыки, как в школе, так и в детском саду. В детских садах воспитатели, а впоследствии и учителя начальных классов, широко применяют элементы театральной деятельности как организационный момент, как праздники и развлечения. Однако опыт работы учителя – логопеда с использованием элементов театральной деятельности встречается только на занятиях логоритмики или на речевых праздниках.

При общении с окружающими учащиеся, имеющие ТНР, испытывают массу проблем: их не понимают, отвергают, смеются. Впоследствии, у этих ребят формируются различные комплексы: они замыкаются в себе, становятся «трудными детьми», избегают общения с окружающими. Как учителю – логопеду, мне хочется поделиться опытом работы использования элементов театральной деятельности на уроках по развитию речи у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление учащихся и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.


Театральная деятельность является распространённым видом детского творчества, который близок и понятен любому ребёнку. Этот вид деятельности черпает своё начало в игре, а как известно – игра ведущий вид деятельности у дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию и проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

В своей работе с учащимися использую следующие виды театральной деятельности:

  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Культура и техника речи;
  • Основы театральной культуры;
  • Работа над спектаклем. 

Раскрою каждый вид деятельности.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:

  • Ориентировка в пространстве;
  • Развитие речи;
  • Развитие отдельных групп мышц;
  • Развитие психических процессов;
  • Воспитание нравственно – эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи:

  • Развитие координации движений;
  • Развитие мышечной памяти и пластики;
  • Развитие воображения;
  • Развитие музыкальной реакции и чувства ритма.
     

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:

  • Развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • Развитие связной речи;? Обучение сочинению небольших рассказов, сказок, подбору рифм;
  • Пополнение словарного запаса.

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенностями театрального искусства, видами театрального искусства, основами актёрского мастерства, культурой зрителя).
Задачи:

  • Познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.
Задачи:

  • Учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • Развивать навык действия с воображаемым предметом;
  • Учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • Пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать уроки более интересными, познавательными, ученики с удовольствием идут заниматься на индивидуальные занятия, вносят свои предложения в работу урока. В таблице приведены примеры использования элементов театральной деятельности на уроках по развитию речи. 

Результат использования элементов театрализации на занятиях виден и радует. Ученики стали увереннее общаться с окружающими, речь эмоциональна, быстрее автоматизируются поставленные звуки, а ведь у учащихся ТНР. Используя упражнения на развитие пластики, чувства ритма легко поставить танец, отработать эмоции. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, правильностью дыхания. Используя этюды, игры – драматизации легко закрепляются речевые конструкции, запоминаются термины, строятся более сложные предложения. Указывая ученикам на то, что они актёры, на то, как должен актёр говорить со сцены, каждый раз мотивируешь ученика на запоминание новых слов, на употребление новых слов, выражений в своей речи. Придумывая сказки на уроке, ребята развивают своё воображение, мышление и, конечно же, речь. В настоящее время создана книга «Сказки, составленные вместе с детьми», которая будет пополняться новыми детскими сочинениями.

В работе с родителями элементы театральной деятельности оказали огромную помощь. Дети, участвуя в спектаклях, раскрылись перед своими родителями с творческой стороны. Проблема нарушения речи у ребёнка для родителей стала разрешимой. Своими спектаклями, открытыми уроками я показала родителям, что их дети талантливы, умны, эмоциональны и ни чем не отличаются от своих сверстников. Родители с удовольствием принимают участие в спектаклях, в подготовке реквизита к спектаклям, урокам, проявляют фантазию, подсказывают идеи для проведения уроков.

Мир вокруг нас разнообразен, порой жесток. Чтобы помочь своим ученика выжить в этом мире, не потеряться и не сломаться, чтобы мир не казался серым, я с удовольствием приглашаю их в мир красок, радости, света и даю понять, что всё можно сделать самому, стоит только совсем немного постараться .

Таблица

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007


Литература

  1. Колчеев Ю.В., Колчеев Н.М. Театрализованные игры в школе.
  2. Музыкально – эстетическое воспитание в коррекционных классах / Под ред. О.П.Власенко
  3. Петоролва Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду
  4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск