Проекция семейной ситуации учащихся школы VIII вида в графической методике "Кинетический рисунок семьи" в рамках сопровождения педагогом-психологом ТО ПМПК

Давыдова Татьяна Артуровна,педагог-психолог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

"Детство часто держит в своих слабых пальцах истину,которую не могут удержать взрослые люди…", Дж. Резкин

"Изобразительная функция является частным случаем символической функции мышления", Ж. Пиаже

Специальная (коррекционная) школа VIII вида – это учреждение, где обучаются дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость). При этом состоянии у детей – бедная фразовая речь, недостаточное абстрагирование и осмысление сущности даже знакомых явлений, неумение выделять существенные признаки, конкретность мышления, снижение волевых процессов и критики к своим действиям и недостаткам. Состояние может осложняться психопатоподобным поведением, диссоциированной структурой личности. Однако истоки нарушенного поведения ребенка могут скрываться не только в нем самом, но и в ближайшем окружении - в семье.

Но случается, что родители не всегда точно, в том числе и неумышленно, озвучивают проблемы, возникающие в семье, а в некоторых случаях неправильно интерпретируют поведение ребенка. Родители не всегда связывают появление проблем у ребенка с семейным неблагополучием, искренне заблуждаются, что проблемы ребенка изолированы от семейных. В действительности семейная жизнь не бывает без трудностей. Участниками и свидетелями семейных драм оказываются дети. Ребенок ограничен в опыте, имеет своеобразное мышление, и понять его поведение можно, лишь взглянув на мир его глазами.

Исследуя семейную ситуацию, необходимо выяснить причину деструктивного поведения, социальной дезадаптации и особенности внутрисемейных отношений. Такую возможность дает использование проективной методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС). 

Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, чувство и эмоции нередко находят выражение в символах. Дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, то, что их волнует, то, что для них важно. [2, с. 12-13]. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования [3, с. 9]. Использование графических методов в клинической и возрастной психологии имеет давнюю традицию и доказывает их высокую продуктивность (при широком диапазоне применения). [4, с. 24-25]. Исследование такого аспекта развития личности как семейные отношения, предполагает графическая методика (кинетический рисунок семьи), основанная на системе интерпретации, разработанной Р. Бэнсом и С. Кауфманом, (1972). [6, с. 299]. 

Рисунок ребенка может быть источником ценной информации о различных сторонах его психической жизни. Для психологического обследования детей методика КРС, вероятно, впервые была предложена Халсом (1951, 1952), позднее Корман, Кречмер, Минковска. В детских рисунках отражаются образы окружающего предметного мира и особенности культурной среды. Л.С. Выготский назвал рисование ребенка графической речью, С. Левинштайн аналогично рассматривал рисунок детей «никак искусство, а как речь». Прямые аналогии между развитием речи и рисунком проводила Х. Энг. [4, с. 27]

Пиаже считал, что рисунки детей выполняют функцию замещения реальных объектов действительности, т.е. являются символами, продуктами «мыслительных образов», которые при этом имеют пространственное сходство с изображаемыми предметами.

Ванчура (1966) опубликовал наблюдения за признаками эмоциональной и социальной недостаточности на рисунках детей. Графическое изображение дополнялось интервью. С комплексной точки зрения к рисункам детей с депривацией подходил Лангмаер и Матейчик (1963). [5, с. 293]

Разные авторы отмечают одни и те же черты становления изобразительной деятельности у детей при легкой умственной отсталости, это:

  • недоразвитие мелкой моторики рук;
  • неосмысленное применение цвета, малое использование цвета;
  • сочетание разрозненных предметов без композиции;
  • не соответствие качества рисунков возрасту;
  • отсутствие трехмерного изображения;
  • нарушение размеров, формы, пропорции;
  • наличие множественных персевераций.

Возраст приблизительно от 5 до 10 лет является «золотым веком детского рисунка». [5, с. 290].

Перед проведением тестирования ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, чтобы каждый был занят каким-то делом». При проведении исследования выполняются следующие условия:

  1. Диагностика проводится в атмосфере игровой деятельности.
  2. Используется формат бумаги А4, карандаши, ластик.
  3. Психолог фиксирует словесное сопровождение, спонтанные высказывания.

Тест также предполагает количественную оценку по пяти симптомокомплексам.

  1. Благоприятная семейная ситуация.
  2. Тревожность.
  3. Конфликтность в семье.
  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.
  5. Враждебность в семейной ситуации.

Исследовано 48 рисунков учащихся школы в возрасте от 9 до 14 лет. В процессе исследования учитывались содержательные аспекты (настроение, движение нарисованных объектов, изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также взаимоотношения людей и вещей на рисунке) и формальные (расположение рисунков на листе, проекция, величина, стиль раскрашивания, сила нажима, стирание и т.д.).

При интерпретации КРС особое внимание обращалось на следующие аспекты:

  1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи).
  2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи.
  3. Анализ процесса рисования (последовательность, комментарии, паузы, эмоциональные реакции). [1, с. 35-36]:
  • При рассмотрении первого аспекта выявлено, что дети не рисуют тех членов семьи, с которыми находятся в конфликтных отношениях, и на оборот привносят в рисунок близких людей, не являющихся членами семьи, любимых животных. Это указывает на неудовлетворенность аффилятивных потребностей. Дети, испытывающие социальную депривацию, на рисунках забывают «нарисовать себя», объясняют эту ситуацию так: «Я – в школе, а сестра – в приюте». Расположение членов семьи на рисунке указывает на характер взаимоотношений и является показателем близости людей. Зачастую, преграда на рисунке в виде телевизора, плиты, стула, газеты в реальности объясняется как непринятие, отгороженность, поглощенность родителей своими делами. Общая деятельность членов семьи свидетельствует о хороших, благополучных отношениях в семье и подтверждается в последствии в беседах с родителями. И наоборот, семейная ситуация, где каждый занят своим делом, и в рисунках отсутствует общая цель - в действительности подтверждает семейное неблагополучие. Дети с диагнозом РДА вообще избегают рисовать фигуры людей, на таких рисунках встречаются аккуратно расчерченные книжные полки, план квартиры, вид дома, т.е. вещи, не обладающие эмоциональной значимостью, а в общении ребенка с членами семьи – эмоциональная холодность и формальность в отношениях.
  • Анализируя особенности рисунка отдельных членов семьи, можно отметить, что наиболее тщательно прорисованным оказывается самый значимый для ребенка член семьи. Член семьи, отношения с которым конфликтны или тревожны, перечеркнут или часто стирается ластиком.Размер фигур членов семьи соответствует иерархии семейных отношений, или исключительному вниманию к отдельным членам семьи (например, младший ребенок). А потому, как ребенок рисует и раскрашивает себя, можно предположить, с кем он сильнее идентифицируется. Эмоциональные отношения ребенка с членами семьи выявляются при интерпретации отдельных деталей. Так, например, длинные пальцы указывают на восприятие ребенком агрессивности в семейной ситуации. Отсутствие на рисунке таких существенных деталей как руки, символическим способом ограничивает активность отдельных членов семьи. Отсутствие на рисунке лица (самой важной части в процессе общения) в большей степени характерно для детей с шизотипическими расстройствами или другими коммуникативными нарушениями. Наличие большого количества штриховки свидетельствует о тревожности в семейной ситуации.
  • Анализ процесса рисования выявляет, что первым на рисунке появляется человек, которому ребенок в большей степени доверяет. Об опыте эмоционально неоднозначных отношений свидетельствуют длинные паузы, перед тем, как рисовать очередную фигуру, что подтверждается в комментариях. Методика обладает большой информативностью, удобна в использовании и применяется в тех случаях, когда не требуется однозначной информации. КРС – это способ познания личности ребенка, его «образа мира», статусной позиции в семье, возможность получения дополнительной информации о характере взаимоотношений в семье. Информация, полученная при изучении детских рисунков, проверяется и подтверждается в процессе беседы с родителями и ребенком, а также при анализе рисунков родителей.

Вывод: графическая методика «Кинетический рисунок семьи» является надежным дополнением в комплексе мероприятий по диагностике детско-родительских отношений, позволяет получить информацию о характере взаимоотношений в семье, статусной позиции ребенка, и на этой основе строить работу с ребенком и его семьей, в рамках сопровождения учащихся специалистами ТО ПМПК. 
Организованная на основании диагностики консультативная работа создает предпосылки для: изменений в структуре детско-родительских отношений, для формирования включенности родителей в школьную жизнь детей (их участия в школьных праздниках, соревнованиях, тренингах), что приводит к позитивным изменениям в семейной ситуации и в поведении учащихся.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Литература

  1. Беляускайте Р.Ф. «Рисуночные пробы, как средства диагностики развития личности ребенка» // «Детский практический психолог». – 1994. -№1. – стр. 34
  2. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
  3. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
  4. Чередникова Т.В. «Психодиагностика нарушений интеллектуального развития детей и подростков» (Методика цветоструктурирования) СПб 2004 г.
  5. Шванцара Л. Шванцара Й. «Развитие детских графических проявлений» // «Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты» М. 1997
  6. Шерн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи как методика изучения детско родительских отношений» // «Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты» М. 1997

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск