Давыдова Татьяна Артуровна,педагог-психолог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
"Детство часто держит в своих слабых пальцах истину,которую не могут удержать взрослые люди…", Дж. Резкин
"Изобразительная функция является частным случаем символической функции мышления", Ж. Пиаже
Специальная (коррекционная) школа VIII вида – это учреждение, где обучаются дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость). При этом состоянии у детей – бедная фразовая речь, недостаточное абстрагирование и осмысление сущности даже знакомых явлений, неумение выделять существенные признаки, конкретность мышления, снижение волевых процессов и критики к своим действиям и недостаткам. Состояние может осложняться психопатоподобным поведением, диссоциированной структурой личности. Однако истоки нарушенного поведения ребенка могут скрываться не только в нем самом, но и в ближайшем окружении - в семье.
Но случается, что родители не всегда точно, в том числе и неумышленно, озвучивают проблемы, возникающие в семье, а в некоторых случаях неправильно интерпретируют поведение ребенка. Родители не всегда связывают появление проблем у ребенка с семейным неблагополучием, искренне заблуждаются, что проблемы ребенка изолированы от семейных. В действительности семейная жизнь не бывает без трудностей. Участниками и свидетелями семейных драм оказываются дети. Ребенок ограничен в опыте, имеет своеобразное мышление, и понять его поведение можно, лишь взглянув на мир его глазами.
Исследуя семейную ситуацию, необходимо выяснить причину деструктивного поведения, социальной дезадаптации и особенности внутрисемейных отношений. Такую возможность дает использование проективной методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, чувство и эмоции нередко находят выражение в символах. Дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, то, что их волнует, то, что для них важно. [2, с. 12-13]. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования [3, с. 9]. Использование графических методов в клинической и возрастной психологии имеет давнюю традицию и доказывает их высокую продуктивность (при широком диапазоне применения). [4, с. 24-25]. Исследование такого аспекта развития личности как семейные отношения, предполагает графическая методика (кинетический рисунок семьи), основанная на системе интерпретации, разработанной Р. Бэнсом и С. Кауфманом, (1972). [6, с. 299].
Рисунок ребенка может быть источником ценной информации о различных сторонах его психической жизни. Для психологического обследования детей методика КРС, вероятно, впервые была предложена Халсом (1951, 1952), позднее Корман, Кречмер, Минковска. В детских рисунках отражаются образы окружающего предметного мира и особенности культурной среды. Л.С. Выготский назвал рисование ребенка графической речью, С. Левинштайн аналогично рассматривал рисунок детей «никак искусство, а как речь». Прямые аналогии между развитием речи и рисунком проводила Х. Энг. [4, с. 27]
Пиаже считал, что рисунки детей выполняют функцию замещения реальных объектов действительности, т.е. являются символами, продуктами «мыслительных образов», которые при этом имеют пространственное сходство с изображаемыми предметами.
Ванчура (1966) опубликовал наблюдения за признаками эмоциональной и социальной недостаточности на рисунках детей. Графическое изображение дополнялось интервью. С комплексной точки зрения к рисункам детей с депривацией подходил Лангмаер и Матейчик (1963). [5, с. 293]
Разные авторы отмечают одни и те же черты становления изобразительной деятельности у детей при легкой умственной отсталости, это:
- недоразвитие мелкой моторики рук;
- неосмысленное применение цвета, малое использование цвета;
- сочетание разрозненных предметов без композиции;
- не соответствие качества рисунков возрасту;
- отсутствие трехмерного изображения;
- нарушение размеров, формы, пропорции;
- наличие множественных персевераций.
Возраст приблизительно от 5 до 10 лет является «золотым веком детского рисунка». [5, с. 290].
Перед проведением тестирования ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, чтобы каждый был занят каким-то делом». При проведении исследования выполняются следующие условия:
- Диагностика проводится в атмосфере игровой деятельности.
- Используется формат бумаги А4, карандаши, ластик.
- Психолог фиксирует словесное сопровождение, спонтанные высказывания.
Тест также предполагает количественную оценку по пяти симптомокомплексам.
- Благоприятная семейная ситуация.
- Тревожность.
- Конфликтность в семье.
- Чувство неполноценности в семейной ситуации.
- Враждебность в семейной ситуации.
Исследовано 48 рисунков учащихся школы в возрасте от 9 до 14 лет. В процессе исследования учитывались содержательные аспекты (настроение, движение нарисованных объектов, изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также взаимоотношения людей и вещей на рисунке) и формальные (расположение рисунков на листе, проекция, величина, стиль раскрашивания, сила нажима, стирание и т.д.).
При интерпретации КРС особое внимание обращалось на следующие аспекты:
- Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи).
- Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи.
- Анализ процесса рисования (последовательность, комментарии, паузы, эмоциональные реакции). [1, с. 35-36]:
- При рассмотрении первого аспекта выявлено, что дети не рисуют тех членов семьи, с которыми находятся в конфликтных отношениях, и на оборот привносят в рисунок близких людей, не являющихся членами семьи, любимых животных. Это указывает на неудовлетворенность аффилятивных потребностей. Дети, испытывающие социальную депривацию, на рисунках забывают «нарисовать себя», объясняют эту ситуацию так: «Я – в школе, а сестра – в приюте». Расположение членов семьи на рисунке указывает на характер взаимоотношений и является показателем близости людей. Зачастую, преграда на рисунке в виде телевизора, плиты, стула, газеты в реальности объясняется как непринятие, отгороженность, поглощенность родителей своими делами. Общая деятельность членов семьи свидетельствует о хороших, благополучных отношениях в семье и подтверждается в последствии в беседах с родителями. И наоборот, семейная ситуация, где каждый занят своим делом, и в рисунках отсутствует общая цель - в действительности подтверждает семейное неблагополучие. Дети с диагнозом РДА вообще избегают рисовать фигуры людей, на таких рисунках встречаются аккуратно расчерченные книжные полки, план квартиры, вид дома, т.е. вещи, не обладающие эмоциональной значимостью, а в общении ребенка с членами семьи – эмоциональная холодность и формальность в отношениях.
- Анализируя особенности рисунка отдельных членов семьи, можно отметить, что наиболее тщательно прорисованным оказывается самый значимый для ребенка член семьи. Член семьи, отношения с которым конфликтны или тревожны, перечеркнут или часто стирается ластиком.Размер фигур членов семьи соответствует иерархии семейных отношений, или исключительному вниманию к отдельным членам семьи (например, младший ребенок). А потому, как ребенок рисует и раскрашивает себя, можно предположить, с кем он сильнее идентифицируется. Эмоциональные отношения ребенка с членами семьи выявляются при интерпретации отдельных деталей. Так, например, длинные пальцы указывают на восприятие ребенком агрессивности в семейной ситуации. Отсутствие на рисунке таких существенных деталей как руки, символическим способом ограничивает активность отдельных членов семьи. Отсутствие на рисунке лица (самой важной части в процессе общения) в большей степени характерно для детей с шизотипическими расстройствами или другими коммуникативными нарушениями. Наличие большого количества штриховки свидетельствует о тревожности в семейной ситуации.
- Анализ процесса рисования выявляет, что первым на рисунке появляется человек, которому ребенок в большей степени доверяет. Об опыте эмоционально неоднозначных отношений свидетельствуют длинные паузы, перед тем, как рисовать очередную фигуру, что подтверждается в комментариях. Методика обладает большой информативностью, удобна в использовании и применяется в тех случаях, когда не требуется однозначной информации. КРС – это способ познания личности ребенка, его «образа мира», статусной позиции в семье, возможность получения дополнительной информации о характере взаимоотношений в семье. Информация, полученная при изучении детских рисунков, проверяется и подтверждается в процессе беседы с родителями и ребенком, а также при анализе рисунков родителей.
Вывод: графическая методика «Кинетический рисунок семьи» является надежным дополнением в комплексе мероприятий по диагностике детско-родительских отношений, позволяет получить информацию о характере взаимоотношений в семье, статусной позиции ребенка, и на этой основе строить работу с ребенком и его семьей, в рамках сопровождения учащихся специалистами ТО ПМПК.
Организованная на основании диагностики консультативная работа создает предпосылки для: изменений в структуре детско-родительских отношений, для формирования включенности родителей в школьную жизнь детей (их участия в школьных праздниках, соревнованиях, тренингах), что приводит к позитивным изменениям в семейной ситуации и в поведении учащихся.
Литература
- Беляускайте Р.Ф. «Рисуночные пробы, как средства диагностики развития личности ребенка» // «Детский практический психолог». – 1994. -№1. – стр. 34
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
- Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
- Чередникова Т.В. «Психодиагностика нарушений интеллектуального развития детей и подростков» (Методика цветоструктурирования) СПб 2004 г.
- Шванцара Л. Шванцара Й. «Развитие детских графических проявлений» // «Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты» М. 1997
- Шерн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи как методика изучения детско родительских отношений» // «Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты» М. 1997