Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог, Сухоложская ТОПМПК
При планировании работы с семьями детей с ОВЗ необходимо учитывать следующие направления:
- диагностика;
- установка на совместную коррекционную работу, формирование целей и выбор методов;
- реализация коррекционной программы, в процессе которой идёт развитие познавательных процессов личности ребёнка, его социальной адаптации, обмен мнений с матерью об основных проблемах ребёнка, ознакомление с его достижениями, коррекция родительских позиций, обучение родителей правильным формам помощи ребёнку;
- оценка эффективности коррекционной работы, достижения положительных результатов.
Помощь родителям при выполнении ребёнком домашних заданий.
Неуспевающие школьники больше других детей нуждаются в такой помощи. Большинство родителей «трудных» учеников весьма низко оценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Для помощи родителям можно оформить требования к выполнению внеклассной работы в виде памятки.
- Атмосфера при выполнении домашних заданий должна отличаться от школьной.
Так, если ребёнок устал сидеть, он может встать и подвигаться. Родителям стоит исключить из своей речи негативные оценочные высказывания. («пишешь, как курица лапой»). Такие фразы не стимулируют умственную деятельность ребёнка, зато значительно ухудшают его эмоциональное состояние. - Родители должны выполнять домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.
Стоит периодически подчёркивать, что ответственность за качество выполненной работы в любом случае остаётся на ученике, а не на взрослых. Дома можно выяснить то, о чём не удалось выяснить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. - Необходимо ограничить время на приготовление уроков в целом и время совместной работы со взрослым.
Например, можно договориться с ребёнком, что он постарается выполнить ДЗ до начала любимой телепередачи, но родители будут присутствовать только во время чтения и записи условия задачи, пересказа текста или проверки упражнения по русскому языку. Такое распределение функций позволяет приучить ребёнка к самостоятельной работе и самоконтролю. - Если ребёнок сделал ошибку, взрослый должен помочь найти её и исправить.
В некоторых случаях стоит воспользоваться таким приёмом, как формулировка аналогичной мини-задачи. Например, если ребёнок при сложении 27 и 15 получает 32, можно спросить его, сколько будет 17 и 15? Получив ответ 32, ребёнок наталкивается на противоречие, которое приводит его к обнаружению ошибки. - Выполняя домашнее задание с ребёнком, следует придерживаться удобного для него темпа.
Необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные особенности школьника. Родители должны исходя из этого определять количество и длительность перерывов. - Не следует ставить перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно.
Например, требуя сидеть прямо, писать красиво, думать быстро, родитель добивается противоположного результата. Ребёнок отвлекается на многочисленные замечания и ему трудно вновь сосредоточиться. Взрослый должен выделить главную задачу в данный момент, а остальные требования предъявлять после её выполнения.
Обучение родителей основным приёмам коррекционной работы.
Для закрепления навыков, полученных школьником на коррекционных занятиях, необходима их регулярная тренировка дома под руководством родителей. Системный подход к КРО подразумевает не только получение тех или иных знаний, но и повышение учебной мотивации ребёнка. Вот почему важно настроить родителей на партнёрские отношения с ребёнком во время выполнения ДЗ, научить их пользоваться следующими приёмами.
- Предложите родителям использовать лёгкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха. Даже небольшие удачи, отмеченные вниманием и одобрением взрослых, окрыляют школьника и порождают желания решать более сложные задачи.
- Необходимо уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе. Эффективность выполнения значительной части заданий по самым разным учебным дисциплинам связана со скоростью чтения и понимания прочитанного. Чтобы ребёнок стал считать чтение жизненно необходимым навыком, можно оставлять ему короткие записки, отправлять СМС-сообщения, составлять список покупок и т.д.. Радость от узнавания написанного – прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения. Также используются и многие другие приёмы: отражённое чтение, сопряжённое чтение и т.д..
- Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и поиграть в слова или повторить наперегонки таблицу умножения. При этом родитель не должен выступать в роли проверяющего знания. Он такой же участник игры, как и ребёнок, поэтому может допускать ошибки, проигрывать, что делает соревнование захватывающим и создаёт высокую мотивацию к победе.
- Важно объяснять родителям, что наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте и сохраняет своё значение даже у взрослых людей. Поэтому необходимо использовать схемы и рисунки в качестве вспомогательного средства при выполнении самых разных заданий: решения арифметических и логических задач, заучивания стихов, пересказа текстов. Если схематическое изображение не облегчает понимание содержания задания, стоит разыграть его с помощью игрушек и других предметов.
- Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями, стоит чаще предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации. Дети с удовольствием решают задачи, в которых оказываются в роли покупателя, например: «Сколько яблок нужно купить на 3 дня, если каждый из нас будет съедать по 1яблоку в день?». Для примеров лучше использовать эмоционально насыщенный материал – допустим, складывать игрушечных солдатиков или умножать конфеты.
- Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля. Для того, чтобы научиться замечать свои ошибки, полезно потренироваться в проверке чужой работы. Так, взрослый может написать столбик примеров, в которых правильные ответы чередуются с неправильными, а ребёнок должен найти ошибки и исправить их. Использование красной ручки и других учительских атрибутов создаст атмосферу игры «в школу».
Школьная неуспеваемость нередко становится причиной ухудшения родительско - детских отношений, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своего ребёнка и его успешное будущее. Совместное выполнение коррекционных заданий и упражнений, выполнение рекомендаций специалистов позволяют восстановить благоприятный психологический климат в семье.