Клюкина Светлана Николаевна, Кузнецова Татьяна Анатольевна, учителя- логопеды, ГКОУ СО "Красноуральская СКОШ № 4"
Развитие речи обучающихся с нарушенным интеллектом характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарный запас, отклонения в формировании грамматического строя. Нарушения речи умственно отсталых обучающихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер, они затрагивают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи.
Логопедическая работа в специальной коррекционной общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не на какой-то один изолированный дефект.
У каждого учителя-логопеда в рабочей программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей. Логопедическая работа включает проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Для повышения речевой активности на занятиях нами используются дидактические игры, познавательные игровые программы, речевые игры, тренинги, игры-драматизации и др.
Использование различных приемов в логопедической коррекции также способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй речи и активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребенка в целом.
Опыт работы с данной категорией детей показал большое значение игровой деятельности на повышение мотивации к занятиям. Игра позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность обучающихся.
Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение логопедической недели, которая проводится в последней учебной четверти.
При ее проведении решаются следующие задачи:
- расширить кругозор обучающихся посредством внеклассной организации игровой деятельности;
- создать условия для активного участия детей в школьных мероприятиях;
- обеспечить методическое сопровождение педагогов, родителей по коррекции нарушений в речевом развитии.
Для проведения недели нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучем и объявляется на школьной линейке, а затем вывешивается для детей и педагогов. В течение недели проводятся различные мероприятия для детей и педагогов: речевые игры, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, мастер-классы, развлекательные и познавательные логопедические праздники.
В понедельник проходит открытие логопедической недели на торжественной общешкольной линейке. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Предоставляются для оценки в жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети.
В "День открытых дверей" логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы и родители. На этих занятиях мы показываем новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяем в своей работе.
План недели может меняться и совершенствоваться для повышения интереса к предложенной форме у детей и педагогов. Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с библиотекарем, заместителем директора по УВР, учителями и воспитателями групп продленного дня. В подготовке оформлений и проведений "недели" обязательно участвуют сами дети, им предоставляется возможность самореализации, проявления своих потенциальных способностей и самостоятельности. Такая форма работы активизирует педагогов, сближает детский коллектив и взрослых, дает эмоциональный настрой для обучения. В мероприятиях участвуют все желающие.
Вашему вниманию предлагается план логопедической недели:
- Понедельник.
- Открытие "Логопедической недели". Линейка.
- Игра "Школа Смешариков" с 1 по 9 класс, в течение недели.
- Вторник.
- "День открытых дверей" (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы).
- 1-2 классы – познавательная игровая программа "Смешарики-читарики".
- 4 классы – логопедическая игра "Путешествие Смешариков по стране букв и слов"
- 5-6 классы – ролевая игра "Звездопад".
- Среда.
- Выставка работ детей с 1 по 6 классы "Стихи в картинках" (работы представляются в мнемотаблицах).
- Четверг.
- Конкурс "Домашнее задание от Нюши" (оформление стенда с раскрасками).
- Мастер-класс для педагогов школы "Логопедические игры с мячом и предметами, музыкальные пальчиковые игры - эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук, просодической стороны речи и оптимизация психического развития ребенка с ОВЗ".
- Выпуск информационного буклета для родителей "Играя с предметами, развиваем речь" и его вручение родителям.
- Пятница.
- Организационная линейка (с 1 по 9 классы).
- Веселый марафон Смешариков (по маршрутным листам дети путешествуют от станции к станции в школе).
- Закрытие "Логопедической недели" (подведение итогов и награждение).
Победители определяются по количеству набранных жетонов, вручаются подарки и грамоты: "Самый умелый", "Самый любознательный", "Самый говорливый", "Самый внимательный", "Самый находчивый", "Самый старательный" и другие.
Проведение "Логопедической недели" выступает как средство регуляции личных взаимоотношений детей, обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие в классном коллективе, формирует потребность в активном общении друг с другом, воспитывает навыки правильного общения, а также способствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью. Проведение "Логопедической недели" является надежным помощником учебно-воспитательной работы, способствует повышению речевой активности обучающихся и их учебной мотивации.