Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59".
В школе работаю с 2008 года в классе для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. В 2012-2013 учебном году работаю также и с учащимися имеющими задержку психического развития. Есть результат, поэтому хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Урок "Произношения" в 1 классе для учащихся с ТНР. Конспект урока "Звук и буква Ж"
Цель: знакомство со звуками родной речи, их артикуляцией и правильным произношением.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж]; учить выделять звук из слов, давать ему характеристику; учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой; формировать умение следовать устным инструкциям;
- Развивающие: развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление; развивать познавательный интерес учащихся;
- Воспитательные: воспитывать интерес к чтению; расширять коммуникативные способности детей.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Эмоциональный настрой
Постановка цели
|
1. «Дружный кружочек» - приветствие с комплементами.
Презентация слайд № 1. 2. Кто изображен на слайде?
- Как бы вы назвали тему урока? Почему?
- Названия каких жуков вы знаете?
( Дополнительная информация: - Пауки, стрекозы, муравьи, тараканы, бабочки – это насекомые.) |
1. Дети приветствуют друг друга с комплементами.
2. На слайде жуки.
- Тема урока «Звук и буква Ж», потому что в слове жуки первый звук [Ж]. - Предлагаю назвать наш урок «Страна Жужжландия», так как жуки жужжат. - Жук – олень, жук – носорог, божья коровка, жужжелица, жук – плавунец, колорадский жук.
(- Майский жук, кузнечик, божья коровка, сороконожка, паук – крестоносец, стрекоза, комар…) |
II. Актуализация цели Артикуляционная гимнастика
Характеристика звука
Артикуляция звука [Ж ]
Развитие фонематического восприятия: - произношение звука [Ж] в слогах
- произношение звука [Ж] словах.
Развитие воображения; Знакомство с буквой Ж
Образование слов из слогов.
|
Презентация слайд № 2. 3. Для начала мы разогреем… Первый ряд дойдут до своих мест как важный жук - олень. Второй ряд – майские жуки, а третий ряд – божьи коровки.
4. Презентация слайд № 3. Посмотрите внимательно на схему и расскажите про звук Ж.
- Произнесите звук [Ж], глядя в зеркало. - Опишите артикуляцию звука [Ж].
5.Наступило утро в Жужжландии. Жители переговариваться стали. Потренируем ушки в умении слушать звук [Ж], поиграем в «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж]. А – О У – Ы АА – ЫЫ АО – УЭ
6. Приготовьте ладошки и ушки. Называю слова. Будьте внимательны – ловите наш звук. Слова: жатва, пиджак, кашка, кинжал, пышка, коза, повозка, флажок, жаба, мужичок.
7. Посмотрите внимательно на слайд. С чем можно сравнить букву Ж? - Звук [Ж] обозначается буквой ЖЕ. - Откроем учебники на стр.92.
Доска слайд 1. - В стране Жужжландии любят играть со слогами. Игра «Составь слово». Добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха). - С каким звуком добавляли слова?
Презентация слайд № 5 - 11. 7. Чтобы букву написать, пора...
8. - Вспомните, как красиво должна лежать тетрадь, и как правильно вы умеете держать ручку. - Напишите букву Ж столько раз, сколько раз я произнесу звук [Ж]. - Вспомните название не ядовитой змеи, которая живёт в наших лесах? - Зимняя забава, в названии которой есть звук [Ж]. Доска слайд 2. - Сделайте звуковой анализ слов этих. - Придумайте предложение со словами жук, пижма и запишите схему предложения. (Например: Жук жужелицы сел на цветок пижмы.) - Сколько слов в предложении. - Как называется маленькое словечко на в предложении? Как выделяем в схеме? - Какой знак препинания ставим в конце предложения? |
3. … язычок артикуляционной гимнастикой. Артикуляционную гимнастику проводят с зеркалами. Один из учеников у доски.
4. Звук [Ж] – согласный, т.к. есть преграда. Он звонкий, т.к. дрожит горлышко и твёрдый, т.к. хочется сдвинуть бровки и сжать кулачок. Обозначаем этот звук в схемах синим цветом со звоночком.
- Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит.
5. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].
ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ
6. Хлопают при звуке [Ж].
- Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…
- Соединяют слоги и проговаривают слова со звуком [Ж].
- Мы добавляли слоги со звуком [Ж].
7. …сделать зарядку для глаз. Выполняют упражнения с опорой на слайды.
8. Прописывают букву. - Уж. Лыжи. - Делают звуковой анализ слова. - Составляют предложение и записывают схему в тетради. Один ребёнок работает у доски.
- В предложении 6 слов. - Словечко на – это предлог, обозначаем треугольничком. - Предложение пишем с заглавной буквы. - В конце предложения ставим точку. |
III. Рефлексия Проговаривание скороговорок
|
Игра в кругу. 9. Потренируем язычок. Проиграем и проговорим диалог. Написал этот диалог Г. Сапгир Встретил в чаще еж ежа. - Как погода, еж? - Свежа. И пошли домой дрожа Съежась, сгорбясь, Два ежа.
10. Подведите итог урока. Спасибо за урок. |
9. Проговаривание скороговороки с игрушками.
10. Сегодня на уроке мы познакомились со звуком [Ж]. Этот звук мы обозначаем буквой Ж. |
P.S. Первый класс! Что я с ними буду делать?! В классе интерактавная доска… Я не справлюсь…
Полная паника и страх перед новым.
Какое счастье, что ты есть – интерактивная досочка. Верх блаженства, проводить урок без картинок, мела и мокрой тряпки, которая всё время падает на пол. Справилась! Получается! Уррра! Позитив от уроков получаю колоссальный. Ребятам нравиться, несмотря на кратковременные сбои в программе. Не всё получается, но мои первоклассники учат меня жить в ногу со временем.
Коллеги! Не бойтесь, дерзайте, пробуйте. С радостью спешу на урок «Произношения» в кабинет 1 класса, но тоскливо становится на душе в своём кабинете логопеда, ведь там прошлый век – мел, магнитная доска и куча картинок. Хотя лучик света есть – компьютер и Интернет.
Надеюсь, что этот урок будет позитивом в нашем нелёгком, но таком интересном труде.
Ресурсы использованные для создания урока:
- Программа Microsoft Office Power Point
- Программа SMART Notebook 10.lnk
Интернет ресурсы:
- http://www.phytology.ru/images/stories/images/maieskiie-juk1.jpg майский жук
- http://www.stihi.ru/pics/2008/10/26/1745.jpg жук-носорог
- http://www.stihi.ru/pics/2008/09/22/178.jpg божья коровка
- http://aralgenofond.org/rus/aral-region/photos/route.php/.photo-category.fauna/-subcategory/266/enlarged/?item=7 жужелица
- http://www.apus.ru/site.xp/049052056055124054050056049.html жук плавунец
- http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/tkachen1.htm колорадский жук
- http://vitawater.ru/terra/anura/bufonida/pict/bufo-buf.jpg жаба
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Жираф жираф
- http://myurok.narod.ru/det/jereb.htm жеребёнок
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//60/750/60750826_1277399967_03.jpg ежиха
- http://allcrimea.net/news/photo/big/1205329042.jpg верблюжонок
- http://www.tomovl.ru/images/fishingline4_Brown_Bear2.jpg медвежонок
- http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSW9Rd13PoSWf6fPnMl1DtdoFW8X8R_jn6k_w1JxihUTtde-RiHyHnq_Oe_yA ужи
- http://prezentacii.com/obschestvoznanie/2965-zaryadka-dlya-glaz.html зарядка для глаз