Урок "Произношения" в 1 классе для учащихся с ТНР. Конспект урока "Звук и буква Ж"

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59".

В школе работаю с 2008 года в классе для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. В 2012-2013 учебном году работаю также и с учащимися имеющими задержку психического развития. Есть результат, поэтому хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Урок "Произношения" в 1 классе для учащихся с ТНР. Конспект урока "Звук и буква Ж"

Цель: знакомство со звуками родной речи, их артикуляцией и правильным произношением.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж]; учить выделять звук из слов, давать ему характеристику; учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой; формировать умение следовать устным инструкциям;
  • Развивающие: развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление; развивать познавательный интерес учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению; расширять коммуникативные способности детей.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой

Постановка цели

1. «Дружный кружочек» - приветствие с комплементами.

Презентация слайд № 1.

2. Кто изображен на слайде?

- Как бы вы назвали тему урока? Почему?

- Названия каких жуков вы знаете?

( Дополнительная информация:

- Пауки, стрекозы, муравьи, тараканы, бабочки – это насекомые.)

1. Дети приветствуют друг друга с комплементами.

2. На слайде жуки.

- Тема урока «Звук и буква Ж», потому что в слове жуки первый звук [Ж].

- Предлагаю назвать наш урок «Страна Жужжландия», так как жуки жужжат.

- Жук – олень, жук – носорог, божья коровка, жужжелица, жук – плавунец, колорадский жук.

(- Майский жук, кузнечик, божья коровка, сороконожка, паук – крестоносец, стрекоза, комар…)

II. Актуализация цели

Артикуляционная гимнастика

Характеристика звука

Артикуляция звука [Ж ]

Развитие фонематического восприятия:

- произношение звука [Ж] в слогах

- произношение звука [Ж] словах.

Развитие воображения;

Знакомство с буквой Ж

Образование слов из слогов.

Презентация слайд № 2.

3. Для начала мы разогреем…

Первый ряд дойдут до своих мест как важный жук - олень. Второй ряд – майские жуки, а третий ряд – божьи коровки.

4. Презентация слайд № 3.

Посмотрите внимательно на схему и расскажите про звук Ж.

- Произнесите звук [Ж], глядя в зеркало.

- Опишите артикуляцию звука [Ж].

5.Наступило утро в Жужжландии. Жители переговариваться стали. Потренируем ушки в умении слушать звук [Ж], поиграем в «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж].

А – О У – Ы

АА – ЫЫ АО – УЭ

 

6. Приготовьте ладошки и ушки. Называю слова. Будьте внимательны – ловите наш звук.

Слова: жатва, пиджак, кашка, кинжал, пышка, коза, повозка, флажок, жаба, мужичок.


Презентация слайд 4.

7. Посмотрите внимательно на слайд. С чем можно сравнить букву Ж?

- Звук [Ж] обозначается буквой ЖЕ.

- Откроем учебники на стр.92.

Доска слайд 1.

- В стране Жужжландии любят играть со слогами. Игра «Составь слово». Добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово.

Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха).

- С каким звуком добавляли слова?

Презентация слайд № 5 - 11.

7. Чтобы букву написать, пора...

8. - Вспомните, как красиво должна лежать тетрадь, и как правильно вы умеете держать ручку.

- Напишите букву Ж столько раз, сколько раз я произнесу звук [Ж].

- Вспомните название не ядовитой змеи, которая живёт в наших лесах?

- Зимняя забава, в названии которой есть звук [Ж].

Доска слайд 2.

- Сделайте звуковой анализ слов этих.

- Придумайте предложение со словами жук, пижма и запишите схему предложения. (Например: Жук жужелицы сел на цветок пижмы.)

- Сколько слов в предложении.

- Как называется маленькое словечко на в предложении? Как выделяем в схеме?

- Какой знак препинания ставим в конце предложения?

3. … язычок артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционную гимнастику проводят с зеркалами. Один из учеников у доски.

4. Звук [Ж] – согласный, т.к. есть преграда. Он звонкий, т.к. дрожит горлышко и твёрдый, т.к. хочется сдвинуть бровки и сжать кулачок. Обозначаем этот звук в схемах синим цветом со звоночком.

- Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит.

5. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].

ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ

АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ

6. Хлопают при звуке [Ж].

- Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…

- Соединяют слоги и проговаривают слова со звуком [Ж].

- Мы добавляли слоги со звуком [Ж].

7. …сделать зарядку для глаз. Выполняют упражнения с опорой на слайды.

8. Прописывают букву.

- Уж. Лыжи.

- Делают звуковой анализ слова.

- Составляют предложение и записывают схему в тетради.

Один ребёнок работает у доски.

- В предложении 6 слов.

- Словечко на – это предлог, обозначаем треугольничком.

- Предложение пишем с заглавной буквы.

- В конце предложения ставим точку.

III. Рефлексия Проговаривание скороговорок

Игра в кругу.

9. Потренируем язычок. Проиграем и проговорим диалог. Написал этот диалог Г. Сапгир

Встретил в чаще еж ежа.

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа

Съежась, сгорбясь,

Два ежа.

10. Подведите итог урока.

Спасибо за урок.

9. Проговаривание скороговороки с игрушками.

10. Сегодня на уроке мы познакомились со звуком [Ж]. Этот звук мы обозначаем буквой Ж.

 

P.S. Первый класс! Что я с ними буду делать?! В классе интерактавная доска… Я не справлюсь…

Полная паника и страх перед новым.

Какое счастье, что ты есть – интерактивная досочка. Верх блаженства, проводить урок без картинок, мела и мокрой тряпки, которая всё время падает на пол. Справилась! Получается! Уррра! Позитив от уроков получаю колоссальный. Ребятам нравиться, несмотря на кратковременные сбои в программе. Не всё получается, но мои первоклассники учат меня жить в ногу со временем.

Коллеги! Не бойтесь, дерзайте, пробуйте. С радостью спешу на урок «Произношения» в кабинет 1 класса, но тоскливо становится на душе в своём кабинете логопеда, ведь там прошлый век – мел, магнитная доска и куча картинок. Хотя лучик света есть – компьютер и Интернет.

Надеюсь, что этот урок будет позитивом в нашем нелёгком, но таком интересном труде.

Ресурсы использованные для создания урока:

  • Программа Microsoft Office Power Point
  • Программа SMART Notebook 10.lnk

Интернет ресурсы:

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Звук и буква Ж.ppt)Звук и буква Ж.ppt5640 Кб

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск