Опыт взаимодействия ПМПК с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и общественными организациями в процессе сопровождения детей с нарушением зрения

Толмачева Ирина Николаевна, заместитель директора по УВР, ГКОУ СО "Верхнепышминская СКОШИ имени Мартиросяна С.А."

Туленкова Земфира Рафаиловна, член ЦПМПК, ГКОУ СО "Верхнепышминская СКОШИ имени Мартиросяна С.А."

Организация сопровождения детей, обследованных на ЦПМПК, ориентирована, прежде всего, на следующее концептуальное положение: психолого-педагогическое сопровождение в русле ПМПК - это сопровождение не самого ребенка, а организация процессов обучения и воспитания в соответствии с данными ПМПК рекомендациями и создание среды, способствующей его развитию. Отсюда в свете поставленных целей сопровождения одним из важнейших направлений работы членов ПМПК является взаимодействие с учреждениями и организациями, которые так или иначе вовлечены в сферу жизнедеятельности детей с нарушением зрения, т.к. реализация рекомендаций ПМПК нередко осуществляется представителями разных ведомств и учреждений фрагментарно, несогласованно, без осуществления преемственности в их работе, что ведет к игнорированию целостного подхода к оказанию помощи обследованных на ПМПК детей.

Рассмотрим категории сопровождаемых слепых и слабовидящих детей.

Мы выделяем четыре группы детей:

  • учащиеся нашего образовательного учреждения, на базе которого функционирует ПМПК, сопровождение этих детей осуществляется через взаимодействие ПМПК и школьных консилиумов;
  • дети, обучающиеся и воспитывающиеся в системе специального (коррекционного) образования и проживающие на других территориях Свердловской области;
  • дети с нарушениями зрения, обучающиеся и воспитывающиеся в системе общего образования;
  • дети, не охваченные системой образования.

В рамках обозначенной темы мы будем говорить о трех последних группах детей.

Сопровождение детей этих категорий требует взаимодействия субъектов сопровождения с различными учреждениями и ведомствами, связь с которыми отражена на схеме, представленной вашему вниманию.

Рассмотрим содержание взаимодействия с учреждениями образования.

Во-первых, это дошкольные образовательные учреждения, в которых воспитываются дети, обследованные на ПМПК: Ресурс, ДОУ №4, Радуга, детский дом №3. Договор о взаимодействии подписан с ДОУ №4 и на основе этого договора были проведены работниками ЦПМПК родительские собрания, на которых была проведена презентация нашего учебного заведения, рассмотрены организационные вопросы, касающиеся обследования детей на ПМПК, освещены требования к психологической готовности к обучению в школе. Также предусмотрены в этом году посещения педагогами школы занятий в данном детском учреждении и проведение открытых уроков учителей начальных классов для воспитателей и специалистов ДОУ №4. Для родителей детей с нарушением зрения, посещающих занятия в центре "Радуга", был проведен "День открытых дверей", в рамках которого родители посетили открытый урок, где были обговорены требования к формированию социальной роли ученика, а также работником ПМПК была проведена экскурсия по школе. Взаимодействие с центром "Ресурс" и детским домом №3 осуществляется на уровне контроля выполнения рекомендаций ПМПК, т.е. мы проверяем, зачислены ли направленные нами дети в данные учреждения и проводятся ли занятия по определенным программам.

Во-вторых, мы взаимодействуем со специальным (коррекционным) образовательным учреждением №78 и другими школами, в которых обучаются дети с нарушением зрения. Контакты с данными учреждениями строятся пока на уровне контроля выполнения рекомендаций ПМПК, что отражается в содержании журнала "Контроль реализации рекомендаций ПМПК". Мы представляем Вашему вниманию одну из страниц этого журнала (на слайде показать часть таблицы).

Сотрудничество с родителями детей, проживающих на других территориях Свердловской области, осуществляется в рамках контроля за выполнением рекомендаций ПМПК.

Плодотворно наше взаимодействие с родителями, которые входят в Свердловскую областную общественную организацию родителей незрячих и слабовидящих детей "Окно в мир". Результатом сотрудничества работников ПМПК и родителей, входящих в общественную организацию "Окно в мир", явилась публикация книги "Дорогу осилит идущий…". Также специалисты ПМПК консультируют родителей согласно составленному ими расписанию. Начата работа над второй книгой по ориентировке в пространстве слепых детей.  
В процессе сопровождения обследованных на ПМПК детей мы нередко обращаемся за помощью в территориальные отделения Всероссийского общества слепых Свердловской области, где родители детей могут получить юридическую консультацию, социальную помощь, а также помощь в освоении системы Брайля. Некоторые родители не знают о существовании на их территории первичного отделения ВОС и получают от нас всю необходимую информацию.

Хорошие партнерские отношения сложились с научно-практическим центром "Бонум", а именно с заместителем директора по связям с общественностью Кирпа Ольгой Васильевной, которая организует встречи наших специалистов с родителями, для которых проводятся мастер-классы. Недавно, 11.10.2012г. мы участвовали в работе региональной научно-практической конференции "Социальные стратегии модернизации детского здравоохранения", провели мастер-класс для родителей "Оказание ранней помощи родителям по обучению детей с нарушением зрения навыкам самообслуживания и ориентировки в пространстве".

Мы используем ресурсы областной библиотеки для слепых в консультативной и просветительской работе с родителями детей с нарушением зрения. Не все родители с территорий Свердловской области знают о существовании этой библиотеки и том, что они по почте могут выписывать книги для своих детей. Мы информируем родителей о том, что библиотека для слепых реализует и свою программу по вопросам развития и просвещения незрячих детей и их родителей.

В данный период ведется работа по созданию нормативной базы взаимодействия с выше названными учреждениями и организациями.

Вся информация, которая отражает содержание взаимодействия с нашими партнерами, фиксируется в специальных журналах "Консультативная помощь педагогам, родителям (законным представителям) детей с нарушением зрения", "Информационно-просветительская работа с педагогами, родителями (законными представителями) детей с нарушением зрения" (показать на слайде). Также нами разработана структура журнала "Контроль динамики развития детей, прошедших обследование на ПМПК".
Существующий сайт школы позволяет использовать его материалы в просвещении родителей детей с нарушением зрения.

Взаимодействие ПМПК с различными учреждениями и организациями, входящими в сферу жизнедеятельности ребенка с нарушением зрения и их родителей, позволяет оказывать им эффективную, точную и адресную помощь, создавать среду, способствующую развитию ребенка, социализации его в образовательную среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержкой, а также контролировать выполнение рекомендаций ПМПК.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин