Сопровождение детей c ограниченными возможностями здоровья

Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, "Новоуральская СКОШ № 59" ТО ПМПК

Цель сопровождения - на основании достоверной диагностики - определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и под¬ростков с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы сопровождения:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего,
  • приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”,
  • непрерывность сопровождения,
  • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, "срезовые" или лонгитюдинальные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.

При определении специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья мы акцентируем внимание на особенности развития ребенка:

  • Возрастные особенности развития,
  • Интересы,
  • Способности,
  • "Социальная ситуация развития",
  • Особенности воспитания в семье.

Социальная карта семьи составляется по следующим параметрам: количество детей в семье; какой ребенок по счету в семье; с кем проживает; имеются ли члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни; условия жизни ребенка (отдельная комната или отдельный угол); кто из взрослых помогает делать домашние задания, находится с ребенком в случае болезни, провожает и встречает ребенка из школы, гуляет с ребенком, помогает решать конфликты и т.д., позволяет установить социальный статус несовершеннолетнего, получить информацию о том, в каких условиях он живет и воспитывается. Создан ли психологический комфорт в семье. Достаточно ли родители уделяют времени для воспитания и обучения своих детей.

Перед обследованием ведется собеседование с законными представителями в ходе которого социальный педагог делает вывод о статусе семьи, уровне благополучности.

Благополучные семьи – редко обращаются в ПМПК. Дети, для которых создан в семье психологический комфорт, а также организован режим, возможность культурно - развиваться, намного быстрее социально-адаптируются, чем дети с депривацией (дефицит родительской заботы).

На обследование в основном попадают несовершеннолетние из неблагополучных, асоциальных семей. Как правило, это семьи алкоголиков, наркоманов, безработных; криминогенные, социально дезадаптивные. Для таких семей, часто неполных, свойственно отвержение проблем детей. Родителям кажется, что тот или иной недуг, пройдет сам по себе.

Дети, находящиеся под опекой нередко имеют отклонения в развитии в следствии депривации в раннем возрасте, алкоголизации родных матерей и отцов.

Успешная социализация ребенка проходит через его самореализацию, что является немаловажным фактором в развитии каждого ученика. Поэтому с педагогами школ, представляющими учащихся на комиссию также ведется беседа, в ходе которой члены комиссии выясняют степень участия в ребенка в программах дополнительного образования, его отношение к учебе. Созданы ли в образовательном учреждении условия для самореализации учащегося (занимается ли ребенок в кружках дополнительного образования, участвует ли в классных и общешкольных мероприятиях и т.д.).

Часто приходится делать вывод, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и одновременно имеющие проблемы в поведении, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях, изолированы от общественной жизни. Их не приглашают участвовать в классных мероприятиях, на школьных праздниках. Они не имеют возможности проявить себя, показать свои положительные стороны.

С учетом выявленных проблем, на основе ведущего для данного возраста вида деятельности составляются индивидуальные программы комплексного сопровождения участниками которых являются: учитель-логопед, учитель дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, законные представители. На базе образовательных учреждений проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как дополнительная и необходимая составляющая их успешной социализации.

Сопровождение детей и подростков территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет непосредственно через связь со школьными психолого-педагогическими консилиумами.

Индивидуальная карта сопровождения позволяет создать адекватную для ребенка образовательную среду, необходимую для его развития и социальной адаптации.

Для учащихся должно создаваться здоровьеориентированное единое образовательное пространство, в котором они могут дифференцироваться по учебным задачам, ориентированным на здоровьесберегающую, развивающую, воспитательную, социально-психологическую среду.

Воспитательная среда – обеспечивает вовлечение школьников в социально активную общественную деятельность жизни школы, способствует формированию нравственных позиций личности. В рамках данной среды предусматриваются участие ребенка в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах; во внеурочных мероприятиях – посещение музеев, театров, концертов.

Развивающая среда – обеспечивает вовлечение учащихся в социально активную деятельность, способствует раскрытию резервов, личностного потенциала. В рамках данной среды могут предусматриваться: организация работы учащихся в мастерских, в кружках дополнительного образования, занятия в спортивных секциях, в клубах по интересам.

Здоровьесберегающая среда – обеспечивает вовлечение школьников в деятельность по сохранению и развитию собственного здоровья, способствует формированию нравственных позиций личности ориентированных на здоровьесбережение. В рамках данной среды предусматривается: создание здоровьеохранительного режима в школе (режим нагрузок и отдыха, режим питания, питьевой режим и др.), использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий (развивающие и реабилитационные физкультурные паузы на уроке, релаксационные паузы, уроки здоровья, тематические классные часы и др.), проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (День здоровья, конкурсы, состязания и др.).

Таким образом, при организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, каждый ребенок имеет реальную возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Комплекс мер психолого-медико-педагогической поддержки позволяет в общеобразовательной школе, социально адаптировать, улучшить состояние здоровья учащихся.

  • picture-01

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин