Классная комната как среда, мотивирующая познавательную и двигательно-моторную деятельность учащихся с глубокой умственной отсталостью

Захарова Татьяна Васильевна, учитель, Асбестовская СКОШИ

Известно, что большую часть времени пребывания в школе дети находятся в классной комнате. Чтобы предоставить каждому ребенку с глубокой умственной отсталостью возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе, совместно с воспитателем постарались создать вокруг них такую развивающую среду, которая помогает максимально компенсировать недостатки развития. И с этой точки зрения имеет огромное значение новое оформление класса.

Рабочие места в классе расположены таким образом, что у каждого ребенка есть возможность хорошо видеть учителя и синхронно с ним проговаривать и выполнять практические действия. Классная комната достаточно просторная. В любое время можно освободить пространство для проведения уроков нетрадиционных форм. Мягкое ковровое покрытие используется для двигательной релаксации. Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Мы постарались, чтобы все, что их окружает, развивало органы чувств и обеспечивало каждому ребёнку психологический комфорт.

Мы живём в мире звуков. В классе нередко звучит лёгкая музыка. Для соблюдения охранительного режима у нас имеются мягкие кресла, на которых дети могут посидеть, послушать музыку, расслабиться. В классе очень много горшечных растений, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом.

В своей работе я использую систему тематических пространств, которая давно нашла применение в американской специальной педагогике. В классе стоят невысокие столики с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного уголка.

"Уголок гигиены"

Каждому ребенку     определено место для полотенца, постоянно обращается внимание на то, что пользоваться можно только своим полотенцем. У детей есть возможность познакомиться с материалом, из которого делают полотенца. На практике знакомятся с тем, что и мыло бывает разным: хозяйственное, туалетное, жидкое. Для мытья рук уже никто не возьмет хозяйственное мыло, выбирают ароматное туалетное.

"Уголок математики" - "Учимся считать"

Счетный материал используется на уроках математики и в нашей совместной игровой деятельности. Различного вида цифры на уроках письма помогают определить место звука, буквы в слогах и словах.

"Уголок предметно-практической деятельности", которому я дала название "Учимся, играя"

Данным материалом мы пользуемся как на уроках, так и в свободной деятельности для развития дыхания, мелкой моторики, пространственной ориентации, сравнении предметов и фигур по цвету, форме, размеру. Ребята очень любят этот уголок. Каждый день идет работа с календарем природы. С помощью условных знаков мы обозначаем погоду, уточняем название сегодняшнего дня недели, месяца, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра. Весь материал взаимозаменяем. Например, мы изучаем тему: “Фрукты”. На столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.

Нередко пользуюсь приемом, когда направляю детей к тому уголку, который соответствует уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с детьми ГУО.

Из приведенных примеров видно, что все в кабинете направлено на интегрированное использование его содержания, а это важное условие в работе с глубоко умственно отсталыми детьми.

Большая часть класса, застеленная ковром, остаётся свободной для игр, и мне нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения. Кроме этого, хочу отметить, что подобное оформление класса развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения. Свободно подходя к столикам, стульям, дети учатся спокойно ходить по классу, не задевая столы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск