Научно-методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании

Соловьева Светлана Викторовна, Екатеринбург, Свердловская область

Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Серьезные изменения в образовательной политике требуют от педагогических работников гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию. Это делает необходимым постоянное научно-методическое сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических работников образовательных учреждений различных типов.

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы предусмотрено введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1-х классах в 2011 году и во 2-х классах в 2012 году.

Не являются исключением и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты, центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, детские дома-школы, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В разделе "Общие положения" федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечается, что учитываются не только возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, но и образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данное положение согласуется с восприятием специального (коррекционного) образования как полноправной составляющей системы общего образования и направленностью на приоритетное развитие интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования едины для обучающихся с нормативным развитием и для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают основные образовательные программы общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим возникла необходимость организации научно-методического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании. Научно-методическое сопровождение мы рассматриваем как систему мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи руководящим и педагогическим работникам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений на этапе введения и реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Научно-методическое сопровождение как система мероприятий направлено на создание условий для осмысления руководителями и педагогами содержания федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и реализацию его требований в образовательном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные составляющие научно-методического сопровождения процесса введения и реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании Свердловской области раскрыты ниже.

Первая составляющая – создание информационного поля с обоснованием актуальности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании в соответствии со стратегией модернизации российского образования. Данная работа осуществлялась в рамках образовательных семинаров, реализуемых Институтом развития образования, и семинаров-совещаний, проводимых Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Тем самым осуществлялось создание мотивационной готовности руководящих работников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений к освоению требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и их внедрению в образовательную практику.

Вместе с тем на этапе создания информационного поля мы столкнулись с серьезными трудностями. Во-первых, специальное (коррекционное) образование рассматривается педагогами как некая обособленная и особенная составляющая системы общего образования. В соответствии с этим педагоги часто имеют негативные профессиональные установки при попытке внедрить в специальное (коррекционное) образование идеи и подходы общего образования. Во-вторых, в современной ситуации существует противоречивая ситуация. С одной стороны, действует приказ о реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования во всех общеобразовательных учреждениях, в стандарте учитываются особенности и специфика образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, с 2009 года Институт коррекционной педагогики РАО активно "продвигает" идею необходимости разработки специального федерального государственного образовательного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, педагоги находятся в ситуации несогласованности позиций государства и науки, питая иллюзии на появление специального федерального государственного образовательного стандарта. Данное положение существенно затрудняет процесс научно-методического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В определенной мере нам удалось разрешить данное противоречие среди педагогов Свердловской области.

Следующая составляющая – повышение квалификации руководящих и педагогических работников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Повышение квалификации педагогов осуществляется в рамках комплекса мер по модернизации общего образования и в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей, обеспечивающих современное качество образования".

Повышение квалификации осуществляется для следующих целевых групп.

Руководители и заместители руководителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений прошли обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования" (72 час.). Результатом обучения стала разработка программ введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательный процесс, фрагментов основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и программ развития специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Учителя начальных классов, учителя коррекционных курсов, учителя физической культуры, учителя-логопеды и другие проходили обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе "Содержание и технологии реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (72 час.). Результатом обучения является проектирование педагогами технологических карт уроков, логопедических занятий с учетом требований к планируемым результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, проектирование фрагментов рабочих программ учебных курсов, коррекционных курсов, программ курсов вне-урочной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Воспитатели групп продленного дня, школ-интернатов продолжают обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление развитием воспитательных систем в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" (72 час.). В качестве основных результатов обучения выступает проектирование программ духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, моделей мониторинга воспитательных результатов, а также освоение технологий формирования у обучающихся ценностных ориентаций.

Учителя, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования, проходят повышение квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения" (120 час.). Результатом обучения является принятие идеологии федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также проектирование фрагментов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с современными требованиями.

На наш взгляд, обучение руководящих и педагогических работников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений позволило сформировать у специалистов единые целевые установки по вопросам реализации федеральных (государственных) образовательных стандартов, а также обеспечить оптимальные условия адаптации педагогов к изменяющимся условиям образовательной практики. На курсах повышения квалификации преимущественно проходят обучение команды специалистов из одного образовательного учреждения, что является наиболее результативным.

В настоящее время продолжается работа по повышению квалификации воспитателей и учителей основной школы, работающих в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.

В процессе обучения на образовательных программах у педагогов происходит соотнесение новых требований, подходов с уже сформировавшимися в их сознании профессиональными установками. В связи с этим необходимость изменений в профессиональной деятельности вызывает у педагогов различные по характеру реакции на происходящие изменения. Несмотря на то, что в на-стоящее время востребован творческий, мобильный, гибкий педагог, работники специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений достаточно часто отличаются иммобильностью. Поэтому, как показывает опыт работы, включаясь в реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, у педагогов специальных (коррекционных) обще-образовательных учреждений могут возникать существенные затруднения, а также нежелание изменять стереотипы профессиональной деятельности.

Третья составляющая научно-методического сопровождения – анализ и обсуждение опыта введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании.

В марте 2012 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Модернизация специального (коррекционного) образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования", в которой приняли участие 190 педагогов. На конференции представлен первый опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Особо участники конференции отметили необходимость трансляции опыта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Свердловской области, реализующих общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в другие субъекты РФ.

Следующая составляющая научно-методического сопровождения – консультирование педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по актуальным вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Пятая составляющая – разработка и распространение научно-методической продукции по отдельным вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время подготовлены методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проектирования программы развития специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также рекомендации по проектированию программы коррекционной работы.

Важно обозначить ключевые проблемы, связанные с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании.

Во-первых, существенные затруднения у руководителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений возникают при формировании учебного плана начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что действуют базисные учебные планы начального общего образования 2009 г., базисные учебные планы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2002 г., а также базисные учебные планы общего образования обучающихся с ограниченными здоровья Свердловской области 2006 г. Руководителям трудно рас-ставить приоритеты с учетом перечисленных документов в процессе формирования учебных планов. Считаем, что в данном вопросе должны быть согласованные подходы на федеральном и областном уровнях.

Во-вторых, результаты аттестации педагогических работников в 2011-2012 гг. на соответствие требованиям высшей и первой квалификационной категории показывают, что педагоги до настоящего времени не связывают деятельность в межаттестационный период с актуальными вопросами реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в частности, начального общего образования, в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, реализуемая нами система научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в специальном (коррекционном) образовании характеризуется целенаправленностью, целостностью, доступностью и полнотой. Это позволяет работникам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений поэтапно переходить к реализации требований новых стандартов.

Литература

  1. "О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг." : распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04
  • picture-05

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин