Салимзянова Лилия Мансуровна, заместитель директора по УВР, "Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15-ти лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.
В отделении "Асбестовской СКОШИ" для учащихся, имеющих задержку психического развития, в соответствии с "Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года", "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования", в целях профессиональной ориентации и в целях осознанного выбора учащимися будущей профессии на протяжении нескольких последних лет в школьный компонент учебного плана включены элективные курсы в 9-х классах, которые успешно реализуются.
Несколько слов об истории вопроса. До 2006-2007 учебного года подобные курсы преподавались при межшкольном учебном комбинате г. Асбеста, но в силу ряда объективных причин, педагогам С(К)ОШИ пришлось отказаться от услуг комбината. Поэтому со второго полугодия 2006-2007 учебного года элективные курсы в 9-х классах стали проводиться силами нашего образовательного учреждения.
С целью внедрения в образовательный процесс элективных курсов необходимо проанализировать и обеспечить несколько условий: нормативные, организационные, кадровые, программно-методические.
- Нормативными условиями служат:
- "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования".
- Учебный план Асбестовской СКОШИ.
- Организационными условиями служат:
- Анкетирование учащихся (запрос на образовательные услуги в сфере образования).
- Подбор педагогов.
- Формирование расписания элективных курсов (включение их в основное расписание в соответствии с требованиями СанПиН).
- Планирование ведения элективных курсов на учебный год (по четвертям).
- Наличие в ОУ специальных мастерских (кабинет деревообработки, швейного дела, кулинарии).
- Кадровыми условиями служат: педагоги, планирующие и реализующие программы элективных курсов.
- Программно-методическими условиями являются:
- Наличие программ элективных курсов.
- Защита, обсуждение, утверждение данных программ на методическом совете школы.
В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья из всех имеющихся типов учебных курсов, на наш взгляд, самыми оптимальными являются элективные курсы.
Что же такое элективные курсы? Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются в 9 классах за счет школьного компонента учебного плана (1 час в неделю) по четвертям: I четверть – 8 часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов. Итого – 34 часа.
Задача элективных курсов – выявление интересов и склонностей, способностей школьников к формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности. Элективные курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников различных областях деятельности человека. Количество предлагаемых элективных курсов обеспечивает возможность их выбора. В перечне предлагаемых в каждом учебном году элективных курсов в основном представлены ориентационные элективные курсы, которые создают базу для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомят со спецификой различных видов деятельности, носят ознакомительный характер.
Элективные курсы также носят:
- краткосрочный характер (от 8 до 10 часов, в зависимости от четверти учебного года);
- чередующийся (с каждой новой четвертью учащиеся в течение учебного года прослушивают до 4 курсов, предлагаемых школой на выбор);
- выборный характер (число элективных курсов должно превышать количество, которое должен прослушать учащийся).
Таблица 1
График проведения элективных курсов в 2011-2012 учебном году
Учебная четверть | № | Название элективного курса | Ф.И.О. педагога | Кол-во часов |
I |
1-2 |
"Изготовление малогабаритной мебели" |
8 | |
II | 3-4 | "Массаж" (юноши) "Фотонация: декоративные барельефы из гипса" |
8 | |
III | 5-6 | "Массаж" (девушки) "Секреты кухни" |
10 | |
IV | 7-8 | "Медсестринское дело" "Красота и прическа" |
8 |
Программно-методического обеспечение
Примерные требования к структуре и содержанию элективного курса:
- Название элективного курса.
- Пояснительная записка:
- Количество часов, отведенных на изучение курса.
- Обоснование актуальности, значимости курса.
- Цель, задачи курса.
- Результат образования: требования к знаниям и умениям учащихся. Предполагаемый результат реализуемого курса.
- Методика работы (формы, приёмы) с учащимися.
- Формы контроля.
- Условия для реализации курса.
- Обоснования выбора соотношения часов теоретической и практической частей курса.
- Практическая направленность программы курса.
- Формы итоговой отчетности учащихся.
- Учебно-тематический план.
Таблица 2.
Учебно-тематический план
№ п/п Названия тем Количество часов Форма проведения занятия Методы и формы работы учащихся Образовательный продукт лекция семинар практикум - Программа курса с указанием количества часов на каждую тему.
- Список литературы:
- для учащихся;
- для учителя.
- Приложения:
- Темы творческих работ, проектов;
- Планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий;
- Сведения об авторе элективных курсов и др.