Формирование и развитие ориентировочных основ учебной деятельности у школьников с нарушениями интеллекта при изучении предметов «история» и «обществоведение» как основа успешной социализации выпускников

Мамонтова Наталья Сергеевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование и развитие у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нем.

Для выявления ориентировочных основ деятельности у учащихся, т.е. умения анализировать и планировать деятельность на уроке, применяется методика, разработанная для школьников с нарушениями интеллекта и состоящая из 4 этапов:

 

  1. вводный (предварительный) этап;
  2. этап предварительного планирования;
  3. основной этап;
  4. заключительный этап.

На 1 этапе происходит ознакомление школьников с ориентировочными основами деятельности по изучению исторических личностей.

На 2 этапе выявляются затруднения анализа задания и осмысления, на что им следует обращать внимание при изучении исторических личностей. Параллельно выявляются пути коррекции данного недостатка этих детей.

На 3 этапе с помощью педагога происходит обучение школьников СКОУ самостоятельному поиску ответов при помощи планов-алгоритмов, планов-памяток, планов- схем и т.д.

На 4 этапе, заключительном, старшеклассники обобщают свои ЗУН по изучению исторических личностей путем составления связного рассказа-описания с опорой на отработанный план-алгоритм.

Трудность формирования и развития основ учебной деятельности связана с психофизическими особенностями умственно отсталых учащихся:

  • общее недоразвитие речи, следовательно – неумение связно строить свою речь, неумение вести беседу, диалог, затруднение в высказывании собственных мыслей. Необходимо продолжать на уроках работу по формированию связной речи.
  • соматическая ослабленность и низкий уровень развития мыслительной деятельности школьников СКОУ, снижают их работоспособность и восприимчивость учебного материала на уроке.

Существенной проблемой является:

  1. недостаточность современных демонстрационных материалов (не хватает карт и схем, иллюстраций исторических событий больших масштабов, что затрудняет мыслительные процессы и развитие воображения у школьников СКОУ при изучении предметов "история" и "обществоведение");
  2. отсутствие рабочих тетрадей существенно затрудняет закрепление изученного материала (для старшеклассников разных педагогических групп необходимо разрабатывать индивидуальные задания по карточкам с учетом современной действительности в обществе).

Актуальность этой темы обусловлена еще и жизненной необходимостью для выпускников старших классов СКОУ, т.к. знания, полученные на уроках "обществоведения" помогут им не растеряться в определенных жизненных ситуациях и успешнее социализироваться.

Курс предмета "обществоведение" призван способствовать большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания даваемого материала на уроках проводится с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществоведения является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемым вопросам, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Для закрепления полученных знаний, ученикам предлагается заполнить схемы, тесты.

Для формирования практических навыков социализации у школьников старших классов СКОУ применяется индивидуальный подход к каждому, но в процессе коллективного обучения и воспитания.

Таким образом, применяемая адаптированная система педагогических мероприятий способствует повышению уровня социальной ориентированности у школьников старших классов СКОУ.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск