Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Вашему вниманию представляю конструкт логопедического занятия по теме "Преодоление смешений букв по кинестетическому сходству. Дифференциация П - Т". (2 класс для обучающихся с задержкой психического развития).
Задачи занятия.
- Коррекционно-обучающая: закрепление моторного навыка написания букв с опорой на кинетические ощущения; упражнения в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний; работа над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием.
- Развивающая: развитие словесно-логического мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти.
- Воспитательная: воспитывать умение правильно вести себя в социуме, практические приемы диалогической речи.
Планируемый результат:
- Учащиеся запомнят написания букв П - Т (заглавные и строчные).
- Расширят словарный запас.
- Учащиеся потренируются в составлении диалогов, поработают над развитием словесно-логического мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти.
- Поработают над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
- Вспомнят, какие сказочные герои с ними путешествовали.
Тема Класс |
Методы |
Тип и вид урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Система средств обучения |
|||
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||||
"Преодоление смешений букв по кинетическому сходству. Дифференциация П – Т". 2 класс |
Объяснительно иллюстративный, поисковый, репродуктив-ный. |
Закрепление пройденного материала. |
Осознают необходимость правильного выбора буквы П или Т при написании слов. Учатся навыкам сотрудничества, доброжелательности и ведению диалога, вспоминают знакомые литературные произведения. |
Волевая саморегуляция, как способность к выбору; коррекция, как умение вносить коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и образца. |
Самостоятельно анализируют задания и находят решение; используют знаковые символы; строят речевые высказывания; анализируют и устанавливают причинно-следственные связи. |
Учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым; умение управлять поведением; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами взаимодействия; обучение диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка. |
Индивидуальная работа. Работа в парах. Работа в группах. Работа с картинками и схемами. Физические упражнения. Упражнения в психогимнастике. Работа в тетрадях.
|
Предметные картинки, схемы, карточки с буквами, таблица для игры, изографы, раздаточный материал, рабочие тетради. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Повтори скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Какие звуки чаще повторяются в скороговорке? Какими буквами обозначаются? |
Отвечают на вопросы учителя, проводят звуковой анализ.
|
Личностные Регулятивные Коммуникативные |
Постановка цели и задач урока. Тема занятия. |
Стимулирует детей сформулировать тему занятия. Объявляет о путешествии в страну сказочных героев. |
Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.
|
Коммуникативные |
Установление связи «кинема – графема». |
Первый пришёл Буратино. Из какой он сказки? Кто его учил писать? Он всегда путал буквы п и т. Как запомнить написания этих букв? (варианты ответов). |
Слушают объяснение, запоминают и повторяют правило написания букв п-т. |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Развитие кинетических ощущений. |
Игра «Волшебный мешочек» (буквы п, т. и, ш, н, к из бархатной, гладкой, гофрированной бумаги; ищут на ощупь и называют букву). |
Внимательно слушают и проверяют задание. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|
Развитие звуко - слогового анализа и синтеза. |
Второй герой почтальон Печкин принёс письмо (конверты с нанесённой на них сеткой 3х6 кл.) Дает задания учащимся, контролирует и проверяет его выполнение. 1.Слушай слова и выписывай из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы пиши их в одной клетке. 2. Кто прислал письма? (Чиполлино) Верните слоги на место и запишите слова из двух слогов.
|
Работают индивидуально за партами. Аргументируют свой выбор. |
|
Практическое усвоение сложноподчиненного предложения. |
Просит обучающихся закончить предложения с союзом потому что (Дети прибежали домой, потому что…, Петя закрыл лицо руками, потому что… и т. п) |
Придумывают и проговаривают по цепочке сложноподчиненные предложения. |
|
|
Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления. Игра с мячом «Скажи наоборот» (меняя п на т, например, полк-толк;тара-пара). |
Выполняют упражнения для снятия утомления. |
Личностные Регулятивные
|
Психогимнастика. |
Просит детей изобразить эмоции (мимический диктант) Читается текст, один показывает карточку, другой изображает мимикой. |
Работа в паре.
|
|
Дифференциация букв п – т в предложениях.
|
Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.
|
Высказывают свой вариант, аргументируют ответ. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|
Деформированные предложения. |
Составь из слов предложения, вставляя буквы п или т.
|
Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой ответ. |
|
Развитие логического мышления. |
Игра в разведчиков. Прочитай зашифрованную запись на доске (//авлин, у///ка, //е///ух) Кто это? Назови одним словом. Какую букву обозначают две палочки, а три?(///игр, бегемо///, //они, ///елёнок) Кто лишний из зверей? |
Анализируют, высказывают своё мнение. |
|
Конструирование букв п и т. |
Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т) |
Формулируют выводы наблюдений, выкладывают на парте буквы из элементов. |
|
13. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Работа с тетрадью. |
Подбери слово правильно. Печку… Воды … (попил, топил) и т.п. Разгадывание изографов (вертолёт, парашют). |
Работают в тетради по инструкции учителя. |
Регулятивные |
14.Рефлексия. (Итог занятия). |
Просит детей подвести итог занятия (Какие буквы различали? Какое задание показалось трудным, какое понравилось?) Кто из сказочных героев с нами путешествовал? Просит нарисовать солнышку ротик (улыбается – урок понравился, грустит – было трудно, скучно). |
Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|