Тупикина Ирина Анатольевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ №50", Новоуральск
Системный подход к планированию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является необходимым условием для её успешности и эффективности. Без чётко продуманного и теоретически обоснованного плана логопедическая и психокоррекционная работа не может быть успешной. Реальность и действенность плана обеспечивается его связью с потребностями развития детей, что предполагает всестороннее знание их особенностей. Следовательно, началом всякого планирования является всестороннее изучение детей и прогнозирование результатов, которые могут быть достигнуты в итоге коррекции. Знание и учёт единства психолого-медико-педагогических воздействий на личность ребёнка и является основой системного подхода к планированию профессиональной деятельности. Система коррекционно-развивающей работы – это целостный процесс психолого- медико-педагогических воздействий специалистов на все стороны личности ребёнка для достижения поставленной цели.
Системы коррекционно-развивающей работы состоит из пяти компонентов:
- Коррекционные задачи - системообразующий компонент, объединяющий и регулирующий работу всех элементов системы.
- Содержание работы, определяющее, какие качества личности и структурные компоненты речи и на каком материале необходимо сформировать, чтобы решить поставленные задачи.
- Средства, методы, методики, тренинговые упражнения, техники и др. – конструктивный и творческий компонент, эффективность которого зависит не только от выбора этих средств, но и от сочетания и дозировки методов и их связи с другими элементами системы.
- Контроль за выполнением плана.
- Анализ результатов.
Чтобы система работы стала более действенной, следует учитывать её структурно-системные закономерности: отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению всей системы; слабость функционирования одного элемента отражается на качестве всей системы; эффективность работы в системе тем выше, чем успешнее решаются её коррекционные задачи; результаты действия системы зависят как от характера системы, так и от личности специалиста; каждый элемент системы несёт в себе возможности совершенствования всей системы.
Учёт перечисленных особенностей и закономерностей является необходимым условием осуществления системного подхода к планированию логопедической и психокоррекционной работы и формулированию коррекционных задач. Содержание коррекционных задач – это не перечень занятий, не обязанности логопеда или психолога, а те компоненты речи и качества личности ребёнка, которые следует сформировать и поднять их на более высокий уровень. Коррекционные задачи диктуются необходимостью выявить и устранить недостатки ребёнка, которые тормозят его развития, они должны быть реальными, вытекать из психолого-педагогической и логопедической характеристики детей, конкретными, рассчитанными на определённый срок; педагогически обоснованными.
План работы содержит следующие разделы:
- Психолого- педагогическая и логопедическая характеристика детей.
- Коррекционные задачи.
- Конкретные виды и методы работы по реализации коррекционных задач.
- Коррекционная работа.
- Сроки проведения.
- Ответственные исполнители.
- Анализ результативности выполненной работы.
Такой план обеспечивает целенаправленность, взаимосвязь, единство и многофакторность воздействия, что соответствует требованиям системного подхода к коррекционной работе.