Технические и аудиовизуальные средства обучения в процессе формирования диалогической речи на логопедических занятиях

Пашкова Ирина Валентиновна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Специальная (коррекционная) школа 172", Екатеринбург

Обучение детей с Ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с сочетанной патологией регламентировано рядом законов: Закон РФ "Об образовании", Закон "Об образовании в Свердловской области" и др. Выполнение закона направлено на то, "чтобы обеспечить каждому ребенку или взрослому, имеющему специальные образовательные потребности, условия получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной вариативной, наименее ограничивающей среде обучения".

Учебно-воспитательный процесс СКШ предполагает совершенствование технологий организации обучения детей с ОВЗ. Несформированность языковых и речевых средств у детей с ОВЗ оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Логопедическая служба СКШ направлена на повышение эффективности работы по формированию связного высказывания у детей со сложным дефектом.

Проблема исследования: формирование диалогической речи обучающихся с ОВЗ посредством использования технических и аудиовизуальных средств обучения. Объектом исследования являются обучающиеся с ОВЗ, имеющие нарушения речи с сочетанным сложным дефектом.

Цель исследования: поиск адаптированных технологий и средств коррекционной работы, способствующих более эффективному развитию диалогической речи обучающихся со сложным дефектом, что позволит активизировать их учебную деятельность, повысить коммуникативные возможности, и как следствие будет способствовать их социализации в обществе.

Операции речевой деятельности обучающихся выражаются в слабости мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубом нарушении программирования речевой деятельности, реализация речевой программы и контроль над речью. Дети не осознают необходимость четко передавать содержание, какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику. Обучающиеся СКОШ длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи.

При активном использовании на логопедических занятиях технических и аудиовизуальных средств формировали умения: воспроизводить по памяти подробности увиденного и услышанного; конструировать предложения, после просмотренного мультимедийного материала; вслушиваться в обращенную речь, понимать смысл услышанного, изменять характер связных высказываний через увеличение количества слов в предложении. Учили детей строить развернутый ответ на вопрос с последующим переходом к описанию простых предметов, а от него к рассказу по картинке с несложным сюжетом и ярко выраженными признаками действия. При формировании диалога расширяли и уточняли словарь; учили слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы; упражняли в умении правильно, точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на вопросы. Подбор технических и аудиовизуальных средств на занятиях осуществлялся с учетом индивидуальных особенностей детей, варьировалось обучение во времени; моделировали продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности логопеда и ребенка.

Включение в образовательный процесс цикла занятий с использованием технических и аудиовизуальных средств обучения, позволило заинтересовать обучающихся, создать позитивное отношение к логопедическим занятиям. Качественный анализ результатов работы показал умение обучающихся последовательно переходить от ситуативной речи к контекстной речи и в дальнейшем простейшему связному высказыванию. Эффективность обучения достигалась нами максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, позволяющих активно усваивать все операции речевой деятельности.

Приложение - фото №1. Неречевые звуки в комнате.
Приложение - фото №2. Сказка про ослика.
Приложение - фото №3. Театрализованное представление - сказка "Репка".
Приложение - фото №4. Театрализованное представление - сказка "Репка".

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин