Ставрова Галина Александровна, врач-педиатр "Новоуральская СКОШ № 59"
Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения.
В настоящее время отмечена тесная взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в учебе. При этом на одно из первых мест среди нарушений здоровья выходят различные функциональные расстройства, являющиеся предболезненными состояниями, которые, однако, при несвоевременном выявлении и отсутствии профилактических и оздоровительных мероприятий постепенно переходят в хронические заболевания, прогрессируют и приводят к различным осложнениям.
Одним из основных признаков здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическими и психоэмоциональными нагрузками. Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В этот период ребенок особо нуждается в наблюдении и поддержке всеми участниками образовательного процесса.
При определение готовности ребенка к школе учитывают психологическую и физиологическую готовность. Физиологический компонент подразумевает, общее физическое развитие в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, окружность груди, состояние моторики, зрения, слуха, общее состояние здоровья.
Оценка состояния здоровья происходит по следующим основаниям:
- уровень физического и нервно-психического развития;
- показатели функционирования основных систем организма (группы здоровья);
- уровень противодействия организма неблагоприятным факторам (в частности - частота и тяжесть острых инфекционных и простудных заболеваний).
Не секрет, что успеваемость напрямую зависит от физического здоровья. Ослабленные дети тяжелее переносят нагрузки в школе, быстрее устают и, в связи с этим, им сложнее воспринимать учебный материал. Не редко после начала учебных занятий даже у вполне здоровых детей появляются проблемы, такие как ухудшение осанки, ослабление зрения, быстрая утомляемость. Они вызваны необходимостью длительное время находится в статичной позе во время занятий, носить тяжелый портфель, напрягать зрение, слух, а также рядом других причин. Физические и психологические нагрузки в процессе обучения могут привести к срыву иммунной системы организма, что проявляется в учащении простудных заболеваний, или обострении хронической патологии.
Для улучшения адаптационных возможностей учащихся, совместно с педагогами по физическому воспитанию, ежегодно в начале и конце учебного года проводится мониторинг физического здоровья учащихся. На основании данных мониторинга, заключений в медицинских картах ребенка (Форма 026/у-2000), осмотра врача-педиатра школы, заполняется "Паспорт здоровья" на каждого обучающегося с рекомендациями по медицинскому сопровождению, формируются группы для занятий физкультурой, заполняются листки здоровья в классных журналах и журналах групп продленного дня, дается заключение для занятий в кружках и секциях.
Проведем анализ физического здоровья первоклассников за последние 3 года.
В" А" классах обучаются дети имеющие грубую речевую патологию, в "Б" классах - дети имеющие задержку психического развития.
Группы здоровья
Группы здоровья
|
1А патология речи |
1Б задержка психического развития |
||||||||||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
I |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
II |
4 |
33,3 |
6 |
50 |
1 |
8,4 |
5 |
41,6 |
2 |
16,7 |
4 |
36,4 |
III |
6 |
50 |
6 |
50 |
8 |
66,6 |
6 |
50 |
8 |
66,6 |
7 |
63,6 |
IY |
2 |
16,6 |
- |
- |
3 |
25 |
1 |
8,3 |
2 |
16,7 |
- |
- |
Y |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
8,3 |
- |
- |
- |
- |
Более 60% обучающихся первоклассников поступают в коррекционную школу уже имея хроническую патологию, примерно у 10 % первоклассников статус "ребенок-инвалид". 100% обучающихся имеют функциональные и хронические отклонения состояния здоровья, а в большинстве случаев отмечается сочетанная патология. Анализируя группы здоровья первоклассников за последние 3 года, прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, что ухудшает адаптационные возможности в период начала обучения в школе.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем защитных сил, устойчивостью по отношению к неблагоприятным внешним факторам. Одним из факторов роста заболеваемости среди детей и подростков – результат их физической детренированности, ограничения двигательной активности. А развивающийся детский организм особенно нуждается в мышечной деятельности, в необходимой по объёму и интенсивности, соответствующей состоянию здоровья, физической нагрузке. Для обеспечения полноценного количественного и качественного двигательного режима, соответствующего состоянию здоровья детей, формируются группы для занятий физической культурой.
Группы физкультуры
Группы физкультуры |
1А патология речи |
1Б задержка психического развития |
||||||||||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Основная |
5 |
41,7 |
7 |
58,3 |
2 |
16,6 |
6 |
50 |
3 |
25 |
8 |
72,7 |
Подготовительная |
5 |
41,7 |
5 |
41,7 |
5 |
41,7 |
4 |
33.4 |
5 |
41,7 |
3 |
27,3 |
Спец А |
2 |
16,6 |
- |
- |
5 |
41,7 |
1 |
8,3 |
2 |
16,7 |
- |
- |
Спец Б |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
8,3 |
2 |
16,7 |
- |
- |
Медицинскими работниками постоянно проводится контроль за эффективностью поведения уроков физического воспитания в течение учебного года. За последние 3 года отмечается тенденция к увеличению числа обучающихся в специальных группах физкультуры. На учащихся занимающихся в специальных медицинских группах физкультуры, врачом-педиатром ведется индивидуальная карта.
Физическое развитие
|
1А патология речи |
1Б задержка психического развития |
||||||||||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Норма |
10 |
83,3 |
8 |
66,7 |
8 |
66,6 |
9 |
75 |
8 |
66,7 |
7 |
63,6 |
Избыток массы |
|
|
3 |
25 |
2 |
16,7 |
1 |
8,3 |
1 |
8,3 |
2 |
18,2 |
Дефицит веса |
2 |
16,7 |
1 |
8,3 |
2 |
16,7 |
2 |
16,7 |
3 |
25 |
2 |
18,2 |
Анализируя таблицу, прослеживаем тенденцию к увеличению количества обучающихся первоклассников, имеющих отклонения в физическом развитии.
Заболеваемость по нозологическим единицам
|
1А патология речи |
1Б задержка психического развития |
||||||||||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Патология речи |
12 |
100 |
12 |
100 |
12 |
100 |
11 |
91,7 |
8 |
66,7 |
10 |
91 |
Патология психического развития |
2 |
16,6 |
5 |
47,1 |
2 |
16,6 |
12 |
100 |
12 |
100 |
11 |
100 |
Патология нервной системы |
8 |
66,7 |
11 |
91,7 |
10 |
83,3 |
10 |
83,3 |
9 |
75 |
3 |
27,3 |
Патология сердечно-сосудистой системы |
8 |
66,7 |
6 |
50 |
10 |
83,3 |
8 (1инв) |
66,7 |
4 (1инв) |
33,3 |
3 |
27,3 |
ЛОР патология в т.ч. тугоухость |
3
2(инв) |
25
66,7 |
1
- |
8,3
- |
7
3(инв) |
58,3
42,5 |
2
- |
16,7
- |
3
1(инв) |
25
33,3 |
3
1 |
27,3
9,1 |
Патология зрения |
4 |
33,3 |
5 |
41,7 |
3 |
25 |
4 |
33,3 |
7 |
58,3 |
6 |
54,5 |
Патология опорно-двигательного аппарата в т.ч. сколиоз нарушение осанки плоскостопие |
8
1 6
4 |
66,7
12,5 75
50 |
8
- 8
6 |
66,7
- 100
75 |
10
- 10
10 |
83,3
- 100
100 |
10
- 5
3 |
83,3
- 50
30 |
6
- 5
4 |
50
- 83,3
66,7 |
9
- 8
7 |
81,8
- 88,9
77,8 |
Патология почек |
- |
- |
1 |
8,3 |
1 |
8,3 |
- |
- |
- |
- |
1 |
9,1 |
Патология ЖКТ |
1 |
8,3 |
2 |
16,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Патология легких |
- |
- |
- |
- |
1 |
8,3 |
- |
- |
- |
- |
1 |
9,1
|
Ведущее место в структуре заболеваемости все года занимает патология речи, отклонения в психическом развитии, заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы и глаз. У 87% обучающихся первоклассников отмечается сочетанная патология (отклонение в стоянии здоровья по нескольким нозологическим единицам).
Количество пропусков дней по болезни в I четверти
|
года |
индекс здоровья |
Всего кол-во пропущенных дней по болезни |
В том числе от общего количества пропусков в начальной школе |
|||||||
острые заболевания |
Хронические заболевания |
инфекционные заболевания |
|||||||||
кол-во |
%от кол-ва учащихся начальной школы |
кол-во |
% от общего кол-ва пропусков в начальной школе |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
1А |
2011-2012 |
6 |
4 |
67 |
7,3 |
58 |
6,3 |
2 |
0,2 |
7 |
0,7 |
2012-2013 |
8 |
5,2 |
32 |
7,1 |
32 |
7,1 |
- |
- |
- |
- |
|
2013-2014 |
4 |
2,7 |
60 |
19,4 |
43 |
14 |
17 |
5,5 |
- |
- |
|
1Б |
2011-2012 |
10 |
6,7 |
43 |
4,6 |
43 |
4,6 |
- |
- |
- |
- |
2012-2013 |
8 |
5,2 |
38 |
8,4 |
38 |
8,4 |
- |
- |
- |
- |
|
2013-2014 |
7 |
4,6 |
22 |
7,1 |
17 |
5,5 |
5 |
1,6 |
- |
- |
Все 3 года отмечается большое количество пропусков занятий в школе по болезни учащихся первых классов.
Анализируя физическое здоровье первоклассников, можно сделать вывод о том , что период адаптации будет сложным и длительным, поэтому для решения этого вопроса необходимо объединить усилия всех специалистов школы. Только совместные усилия учителей, педагогов, врачей, психологов, родителей способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей в обучении.
По медицинским показаниям и согласию родителей, для улучшения физического здоровья учащихся в адаптационный период в течение первой четверти первоклассники получили двухнедельный курс нейрометаболической терапии, фитотерапии (успокоительный сбор). На вторую четверть планируется проведение курсов медицинского массажа №10 и физиотерапевтических процедур №10. В процессе обучения первоклассников создан охранительный режим, где предусмотрены: сокращенные по времени уроки, дневной сон, двигательные паузы, прогулки на свежем воздухе двукратно в течение дня, полноценное, сбалансированное двукратное горячее питание и полдник.
Физическое здоровье ребенка - это тот резерв сил, который во многом определяет успешность первого года обучения и всего школьного марафона.