Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к обучению в школе

Сычева Юлия Юрьевна, педагог-психолог, Сульженко Елена Сергеевна, социальный педагог, ТО ПМПК при ГКОУ "Каменск-Уральская СКОШ №24", Каменск-Уральский

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Таким образом, актуальность избранного направления сопровождения первоклассников специалистами ПМПК обусловлена социальными потребностями школы и общества. Данная программа является комплексной и предполагает работу двух специалистов: социального педагога и педагога-психолога.

Все занятия проводятся в форме тренинга и имеют определённую структуру:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность.
  • Основное содержание занятия:
    • 1 блок (занятия проводит социальный педагог) - Выполнение заданий на активизацию коммуникативных способностей, навыков самопознания и самораскрытия членов группы.
    • 2 блок (занятия проводит педагог-психолог) - Выполнение заданий на формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими людьми.
  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребёнка на занятии.
  • Ритуал прощания.

Цель программы - формирование у обучающихся с ОВЗ навыков общения в соответствии с духовно-нравственными традициями общества, социальной средой, воспитанием и опытом человека; формирование доброжелательных партнёрских отношений; определение жизненных принципов для ребёнка.

  1. 1 блок. Цель: активизация коммуникативных способностей, навыков самопознания и самораскрытия каждого ребёнка.
    Содержание работы: формирование у детей духовно-нравственных, моральных представлений; развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие интереса к себе; развитие эмпатии; формирование навыков общения; сближение детей в группе; развитие навыков бесконфликтного общения; развитие умения договариваться друг с другом; развитие умения благодарить.
  2. 2 блок. Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими людьми.
    Содержание работы: установление доверительных отношений в группе детей, развитие умения чувствовать других, концентрация своих действий с действиями других; снижение эмоционального напряжения; развитие уверенности в себе; формирование умения использовать основные способы общения: речь, мимика, жесты; формирование знаний об эмоциях; развитие умения различать чувства и мысли людей по выражению лица; формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими; актуализация позитивного эмоционального опыта; формирование адекватных форм поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации; обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Реализация данной программы предполагает развитие духовно-нравственных качеств, успешную реабилитацию, адаптацию и социальную интеграцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

В процессе реализации программы специалистами оказывается консультативная помощь педагогу, работающему с классом, а так же родителям (законным представителям). После завершения итоговой диагностики проводится совместный анализ результатов коррекционной работы и осуществляется выработка стратегии следующего этапа сопровождения.

Подводя итог выше сказанному, заметим, что выстроенная подобным образом система коррекционной работы способствует решению главной цели – формированию у обучающихся навыков общения в соответствии с духовно-нравственными традициями общества; созданию условий для успешной реабилитации, адаптации и социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Список литературы

  1. Казанцева О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов. – М.: Школьная Пресса, 2005. -125с.
  2. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения / авт.-сост. И. Ю. Гайтукаева, Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008. -297 с.
  3. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. -89 с.
  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин