Митюнин Максим Анатольевич, педагог-психолог, Березовская СКОШИ, п. Монетный
В данный момент можно выделить следующие проблемные моменты:
- дифференцированность оценивания;
- информативность оценивания;
- объективность оценивания эффективности процесса.
Качество процесса оценивания психолого – педагогического сопровождения находит отражение в рекомендованных картах развития. В них обозначены объекты исследования, например, такие как память, мышление, внимание. Развитие данных процессов показательно, когда видно их изменение, видна динамика.
При условии выявления особенностей протекания того или иного психического процесса, необходимо обозначить уровень его развития на определенный временной период. Эту задачу позволяет решить бальная система.
В ходе проведения оценивания особенностей познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы учащихся нашего образовательного учреждения, была создана табличная форма результатов обследования, в которой представлен объект исследования, его характеристики, методика обследования, критерий её выполнения, балл оценивания. Итоговая сумма полученных баллов представляет наглядную информацию об уровне адаптации учащегося к условиям образовательного учреждения в конкретный временной период (начало учебного года). Опираясь на данную таблицу, можно создать форму оценочного бланка, что позволяет сократить время на обработку и интерпретацию полученных данных, и, соответственно, увеличить объем обследованных учащихся без снижения качества обследования. Эта система положительно работает и в случае необходимости сохранения объективности полученных данных при замене специалиста.
Создание таблицы в электронном виде с использованием средств ПК и программы Excel позволяет нам представлять данные в наглядном графическом виде, всем заинтересованным участникам процесса психолого – педагогического сопровождения. Электронная таблица удобна при сборе данных по предъявляемым критериям и показательна при их анализе.
Введение бальной системы оценивания позволяет решить следующие задачи:
- Снизить субъективность оценивания.
- Наглядно представить данные.
- Создать единую базу данных по каждому учащемуся.
- Обеспечить возможность проведения всестороннего анализа эффективности процесса сопровождения.
- Информативность всех участников процесса о полученных результатах.
- Проследить и оценить динамику происходящих изменений.
- Выделить конкретные проблемные зоны не только одного ребенка, но и всего процесса сопровождения в образовательном учреждении.
- Определить междисциплинарные точки приложения коррекционного воздействия.
Одним из открытых на данный момент вопросов, остается чувствительность представленной бальной шкалы. Но, по мере пополнения базы полученных результатов, в скором времени данный вопрос будет снят.